Зеленый СветФедеральная Целевая Программа Молодой Учитель России2010-2014
Проблемы Село(есть места, нет желающих)Город (Есть желание, нет мест)Малый % учителей-мужчин Низкая ЗПЖильеОборудование в школахСистема оплаты труда не всегда ориентирует администрацию школы на привлечение молодых специалистовПсихолого-педагогическая подготовкаТеория без практикиС администрациейС ученикамиС коллективом учителейС родителямиМолодой Учитель
Российская средняя школа 1,5 млн. учителей90% учителей – женщиныМолодые учителя – менее 15%Учителя пенсионного возраста – 15-20%Неудовлетворенность уровнем зарплаты –более 90% учителейОколо 45% молодых учителей подтверждает, что низкая зарплата вызывает у них намерение покинуть школуВ ряде регионов существуют автономные ассоциации объединяющие молодых учителей, помогающие им адаптироваться в новом для них мире средней школы
Что ждет молодого учителя сейчас Начинающий специалист, имеющий высшее образование, принимается на работу по 8 разряду ЕТС (единой тарифной сетки) с окладом около 4000-5000 рублей в месяц, только через год его разряд повышается на один. Правда, учитель может подать документы на аттестацию и в течение учебного года пройти соответствующую процедуру (прослушать курсы повышения квалификации в объеме 144 часов, сдать экзамены, выполнить письменную работу, показать открытый урок), но это рекомендуется делать не ранее, чем через три года работы. К сожалению, молодой учитель по-прежнему не нужен образовательному учреждению: его необходимо учить практическим навыкам ежедневного труда, а этим опять-таки некому заниматься.
Анализ проблем Ежегодно РГПУ имени Герцена выпускает более 4 тысяч педагогов. Однако в школы Петербурга устраивается не более 350 в год.Самый большой дефицит студентов – по специальностям «математика», «история», «физика», «химия», а эти предметы – в числе главных в школе. На отсутствие в школах молодежи влияет и климат в коллективах. «В большинстве школ на молодых просто ездят. Нами не занимаются, не интересуются. И никакой реабилитации или центров поддержки», – говорит учитель, просивший не называть его имени.
Сравнение ситуации
Результаты анкетирования молодых учителей после периода социально-педагогической и личностной адаптации в школах Тульской области и оценка их старших коллег этого периода
Цель Обеспечить поэтапное включение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности и создать условия, способствующие становлению молодого специалиста как профессионала
Задачи Модернизировать систему подготовки молодых специалистов в ВУЗахСоздать условия для появления в школах большего количества мест для трудоустройства молодых специалистов, обеспечить контроль за распределением учебной нагрузки на учителей.Усовершенствовать систему материального и нематериального стимулирования молодого учителя в школе и дополнительно заинтересовать администрацию в привлечении молодых кадровОбъединить молодых учителей в сообщество для оказания психолого-педагогической, методической, юридической и управленческой поддержки, получения новых знаний, обмена опытом и реализации совместных проектов.
МЕРОПРИЯТИЯ Модернизировать систему подготовки молодых специалистов-педагогов в ВУЗах1.1. Мониторинг и анализ потребности в педагогических кадрах с учетом потребностей государства, прогнозируемой демографической ситуации (Январь-июнь 2010)1.2. Сократить количество педагогических вузов. Введение магистратуры с педагогическим содержанием в профильных ВУЗах. Возможность получения звания магистра педагогических наук для специалиста – непедагога. Сертификация по итогам обучения на пригодность работы в школе, с детьми (Подготовительный этап: с июля 2010 по июнь 2011г. Реализация: с июля 2011 г. по декабрь 2014 г.)
МЕРОПРИЯТИЯ Модернизировать систему подготовки молодых специалистов-педагогов в ВУЗах1.3. Ввести активную практику с первого курса. Увеличение количества часов практических занятий и работы в школах. Появление в ряде школ отдельной должности по работе и занятиям с практикантами (Университетский округ (школа, колледж и ВУЗ работают по согласованным программам) (Подготовительный этап: с январь 2010 по июнь 2010 г. Реализация: с июля 2010 г. по декабрь 2014 г.)1.4. Считать трудовым стажем срок обучения в магистратуре, активную практику за все время обучения в ВУЗе – педагогическим стажем. Разработать и внести систему первичной аттестации молодых специалистов до 11-ого разряда после окончания ВУЗа (Подготовительный этап: с январь 2010 по июнь 2010 г. Реализация: с июля 2010 г. по декабрь 2014 г.)
МЕРОПРИЯТИЯ Создать условия для появления в школах большего количества мест для трудоустройства молодых специалистов, обеспечить контроль за распределением учебной нагрузки на учителей2.1. Создать рабочую группу по решению вопроса определения критериев оценки эффективности работы учителя средней школы. Разработка и введение системы оценки эффективности работы учителя ((Подготовительный этап: с января по декабрь 2010; Реализация: с января 2011 г. по декабрь 2014 г.) В соответствии с российским законодательством усовершенствовать процедуру повышения квалификации или перевода учителей, не прошедших аттестацию, на другие смежные виды работ (Подготовительный этап: с января по декабрь 2010; Реализация: с января 2011 г. по декабрь 2014 г.)
МЕРОПРИЯТИЯ Создать условия для появления в школах большего количества мест для трудоустройства молодых специалистов, обеспечить контроль за распределением учебной нагрузки на учителей2.2. Рекомендовать педагогам пенсионного возраста переходить на другие, смежные виды работы (пример:классное руководство) (Подготовительный этап: с января по декабрь 2010; Реализация: с января 2011 г. по декабрь 2014 г.)2.3. Выступить с законодательной инициативой о введении понятия «малокомплектная школа» (закрепить фиксированную ставку; предлагать учителям пенсионного возраста переезжать на работу в село) (январь-июнь 2010)2.4. Контроль вакансий и учебных нагрузок на учителей поручить Рособрнадзору (с сентября 2010г.)
МЕРОПРИЯТИЯ Создать условия для появления в школах большего количества мест для трудоустройства молодых специалистов, обеспечить контроль за распределением учебной нагрузки на учителей2.5. Разработать и ввести в содержание аттестации систему оценки психо-эмоциональных аспектов преподавательской деятельности и уровня знаний по предметам (ЕГЭ) (Подготовительный этап: с января по декабрь 2010; Реализация: с января 2011 г. по декабрь 2014 г.)
МЕРОПРИЯТИЯ Усовершенствовать систему материального и нематериального стимулирования молодого учителя в школе и дополнительно заинтересовать администрацию в привлечении молодых кадров3.1. Разработать систему сертификатов, при которой за каждым новым молодым специалистом, пришедшим в школу, приходят и деньги на нужды школы (двумя траншами: через год и через три года работы молодого учителя в этой школе). Эти деньги могут быть израсходованы на закупку современного оборудования и литературы, для оснащения автоматизированного рабочего места молодого учителя (Подготовительный этап: с января по декабрь 2010 (в том числе внесение в бюджет 2011 суммы на выплаты);Реализация: с января 2011 г. по декабрь 2014 г. )
МЕРОПРИЯТИЯ Объединить молодых учителей в сообщество для оказания психолого-педагогической, методической, юридической и управленческой поддержки, получения новых знаний, обмена опытом и реализации совместных проектов4.1 Ассоциация Молодых Учителей России (АМУР)4.1.1. Регистрация ВОО «АМУР»4.1.2. Федеральный координационный центр и центры на уровне субъектов4.1.3. Всероссийский Интернет-портал АМУР4.1.3.1.Онлайн-консультации на сайте от специалистов психологов, педагогов, учителей, юристов, специалистов по управлению4.1.3.2.Телефон доверия (круглосуточный)4.1.3.3. Методические материалы по основным темам4.1.3.4.Дополнительное дистанционное образование
Критерии эффективности 1Получение количественных показателей потребности в педагогических кадрах в результате всестороннего анализа, мониторингаколичество образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программу открытия педагогических магистратур на базе своих институтовудельный вес численности выпускников педагогических образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в течение 1 года в школыУвеличение количества часов практических занятий и работы в школах на 30 %
Критерии эффективности: - Увеличение количества вакансий для трудоустройства молодых учителей в школы; Увеличение количества молодых учителей в средних школах;- Удовлетворенность молодых учителей условиями труда;- Удовлетворенность молодых учителей деятельностью органов управления образованием;- Снижение уровня индивидуальной учебной нагрузки учителей;- Сформировано сообщества молодых учителей;
Показатели и индикаторы
Показатели и индикаторы
Спасибо За Внимание! Зеленый свет молодым учителям!!!