Профессиональная культура учителя
Должны мы бороться за детские души,Должны, должны.Но что, если под поучительской чушьюВ нас нету души?Евгений Евтушенко
Миссию школы с точки зрения личностного подхода в образовании, можно понимать со следующих позиций: А) ученик – не средство, а цель образования;Б) ученик – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату;В) воспитание без диалога с учеником, без уважения к нему – подавление;Г) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку.
I группа:Определить наиболее значимые составляющие профессиональной культуры учителя.II группа: Основные качества личности учителя.III группа: Чего не имеет права делать учитель-профессионал с точки зрения педагогической этики.
1.Составляющие профессиональной культуры учителя: профессиональная квалификация,нравственная культура,педагогическая этика (правила поведения, внешний вид и т.п.),коммуникативная культура,информационно-технологическая культура.
2. Основные качества личности учителя: ум, интеллектуальные способности, доброта, юмор, любовь к детям, выдержанность, терпение, открытость, коммуникабельность, ответственность, исполнительность и т.д.
10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке: Обращение к ученику не по имени, а по фамилии. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности. Приказной , административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста". Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа). Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.
Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой. Неумение выразить веру в ученика. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.
В.Сухомлинский считал, что идеальный учитель должен быть: 1) духовно богатым; 2) щедрым; 3) порядочным; 4) трудолюбивым; 5) должен любить и уважать ребенка; 6) учитель обязан быть эрудитом; 7) учитель - скромный человек; человечным; 8) учитель должен опережать своё время.