Презентация кабинета социально-бытовой ориентировки КГСОУ «Канская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида» (зав. кабинетом Копанева А.Ф., учитель высшей категории, Отличник просвещения; учителя СБО: Рыболовская Н.А., первая категория; Подашовка Т.А., вторая категория)
Цель социально-бытовой подготовки воспитанников с ОВЗ – формирование того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит детям уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Направленное формирование социально-бытовой компетентности воспитанников осуществляется в ходе занятий СБО, которые проводятся в специально оборудованном кабинете.
Назначение кабинета СБО – практическая подготовка учащихся к решению жизненных задач, формирование трудовых, бытовых и коммуникативных навыков.
Общая площадь кабинета – 49 квадратных метров.Кабинет СБО имитирует отдельную квартиру, состоящую из трех комнат, в которых располагается пять условно обозначенных зон: две зоны совмещены - это учебная и кухонная зоны; спальня и детская; жилая зона (она же комната или гостиная).
В учебной зоне располагаются столы и стулья для проведения учащимися практических работ; классная доска; шкафы с пособиями и дидактическим материалом, методическая литература.
«Кухонная зона» оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов; 4-х конфорочной электроплитой, холодильником, кухонной и корпусной мебелью, шкафом для полотенец и хозяйственного инвентаря; кухонным инвентарём; чайной и столовой посудой.
«Спальня и детская» Здесь находятся кровати, уголок школьника, полка с игрушками, корпусная мебель, зеркало, тумбочки.
«Жилая комната» или «Гостиная» оборудована корпусной мебелью, диваном; столом и стульями, бытовой техникой.
Рационально зонированный и хорошо оборудованный эстетичный кабинет отвечает следующим требованиям:обеспечивает усвоение программы по данному курсу;учитывает наполняемость классов;отражает современные требования к организации быта в городской местности;обеспечивает умение анализировать наблюдаемые предметы и явления, понимать их причинно-следственные связи;создает условия для выполнения практических работ;отвечает требованиям САНПиНА, техники безопасности.
Полноценное и разнообразное оборудование кабинета СБО стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает общий уровень их развития, обеспечивает формирование трудовых, бытовых и социально-коммуникативных навыков, создает предпосылки для дальнейшей деятельности.
Учителями изготовлено и систематизировано большое количество разнообразного дидактического и раздаточного материала по всем разделам учебной программы.
Отсутствие единой справочной литературы и учебных пособий значительно затрудняет работу учителя, но дает большие возможности для проявления творчества. Считая наглядный метод обучения одним из ведущих и эффективных в работе с детьми с ОВЗ, учителями СБО (Копаневой А.Ф., Подашовка Т.А., Рыболовской Н.А.) изготовлено и систематизировано большое количество разнообразного дидактического и раздаточного материала по всем разделам учебной программы (5-9 классы).
В кабинете имеются карточки для индивидуальной работы словарь, набор дидактических игр; игр, направленных на коррекцию психических процессов; сделана подборка релаксационных упражнений.
Разработаны серии уроков по всем разделам учебной программы. Созданы технологические карты. Оформлены тематические рабочие тетради. Для создания положительной мотивации к изучению предмета подобран и используется разнообразный занимательный материал.
Для создания положительной мотивации к изучению предмета подобран и используется разнообразный занимательный материал
Процесс обучения эффективен, когда он хорошо спланирован. Основой для планирования является учебная программа под редакцией В.В. Воронковой, сборник программ для СКШ VIII вида Красноярского края (НРК) – составитель Е.А. Чубарова, а также рабочие программы, составленные и разработанные учителями СБО.
Систематизированный материал отражен в картотеке и обозначен в паспорте кабинета.
Уделяя особое внимание социализации личности, учителя СБО подобрали и используют материал, об учреждениях и организациях города Канска; ПУ города и края; профессиях, в которых нуждается восточный регион Красноярского края.
Сделана подборка научной и художественной литературы.
В кабинете оформлен стенд «Мой край – мне здесь жить!», где помещен материал о Красноярском крае и родном городе Канске, отражается история школы, помещены различные памятки выпускникам, которые смогут помочь им в самоопределении, выборе профессии и трудоустройстве.
Использование многообразия средств и методов обучения, способствует эффективному формированию и совершенствованию социально-коммуникативных знаний, умений и навыков. Сформированность навыков воспитанников подтверждается в повседневной жизни, результатами тестирования и анкетирования, успешным участием в зональных и краевых олимпиадах «Мир вокруг нас».