Урок-исследование
Виды уроков-исследований Урок-исследование, основным элементом которого является сравнение черновика с окончательным вариантом художественного текста, разных редакций, произведений со схожими мотивами разных авторов.Урок-исследование, основанное на многоаспектном изучении одного слова, одной выявленной оппозиции и т.п.Урок-исследование, представляющее собой строго упорядоченную системную совокупность методов и приемов, т.е урок-исследование как сложившаяся технология
Общие цели уроков литературы по модели «Обучение как исследование» Образовательные цели определяются содержанием учебного материалаРазвивающие цели: 1) развивать умения проводить мини-исследования художественного текста; 2) умения высказывать и доказывать свою точку зрения.Воспитательные цели: 1) формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе; 2) воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста
Этапы урока-исследования Подготовка исследованияСтолкновение с проблемойВыдвижение рабочей версииИсследование художественного текста через призму рабочей версииВыдвижение итоговой гипотезы исследованияПодведение итогов исследования
Цели этапов урока-исследования Подготовка исследования Основная цель этапа – провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты, учителю – «проиграть» возможные варианты хода исследования.Столкновение с проблемой Основные цели этапа: - мотивировать работу учащихся; - продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования; - сформулировать проблему исследования.
3. Выдвижение рабочей версии исследования – центральный этап учебного процесса как исследования художественного текста. Чем интереснее, неожиданнее версия, тем сильнее мотивация. Исследование носит обучающий характер, поэтому версия может быть ошибочной; ее опровержение – также положительный результат исследования.4. Исследование художественного текста через призму рабочей версии. Цель этапа – вывести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения.5. Выдвижение итоговой версии исследования. Цель этапа: через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание
6. Подведение итогов исследования Цель этапа: - оценить результаты исследования, процесс их получения; - выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся; - показать перспективу использования полученных знаний
Формы организации деятельности учащихся Работа в малых группахРабота экспертной группыКоллективная работаИндивидуальная работаРабота консультантов
Основные методы Проблемно-поисковый методМетоды концептуального анализа и литературоведческого анализа Приемы:«Определи оппозиции»«Обозначь проблему»«Сформулируй тему урока»«Подбери эпиграф»«Поиск ключевых слов»«Помоги герою советом»Рефлексия и др.
Тема: «Образы Петра и Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник» Цель: помочь учащимся определить новаторский характер поэмы А.С.Пушкина в изображении Петра Первого и города Петербурга;развивать умения проводить исследование художественного текста, вести дискуссию, доказывать свою мысль;воспитывать культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста; прививать интерес к изучению истории и литературы родной страны.
Эпиграфы: Две правды на весах истории – торжественная, победная правда Петра и скромная правда бедного Евгения, и русская критика уже второе столетие спорит о правоте той или другой, о многозначном, многоплановом пушкинском шедевре. Б.М.Мейлах Истина не терпит одномерности (?)
Столкновение с проблемой Задание для 1 группыСравните, как представлен образ Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник»Задание для 2 группыСравните описание Петербурга во вступлении и первой части поэмы «Медный всадник». Определите размер стиха, способ рифмовки.Задание для 3 группы (эксперты)Включаясь в работу 1 и 2 групп, выработайте рабочую версию исследования.
Представление результатов наблюдений 1 группа. Петр в «Полтаве» - олицетворение величия и славы, а поэме «Медный всадник образа живого Петра нет, есть Медный всадник. Петр(«Полтава») Петр(«Медный всадник»)2 группа. Во вступлении звучит гимн «граду Петрову», но уже в начале 1 части возникает образ «омраченного Петрограда». Петербург Петербург (город великолепный) (город страшный)
Эксперты Обнаруживается двойственность и изображении образа Петра и Петербурга в поэме «Медный всадник».Произошло переосмысление темы Петра в сознании автора. Выявленные оппозиции Петр I и Петр I, Петербург и Петербург помогут раскрыть идейное содержание поэмы.
Исследование художественного текста через призму рабочей версии 1.Образ ПетраЗадание 1. Выпишите все упоминания о Петре I в тексте поэмы он → кумир на бронзовом коне → властелин судьбы→ державец полумира → горделивый истукан → грозный царь → Всадник МедныйЗадание 2. Определите значение слов кумир, властелин, истукан по словарю В.И.Даля (опережающее индивидуальное задание)
Исследование художественного текста через призму рабочей версии Задание 3. Дайте свою интерпретацию следующим строкам: Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? Выявите ключевые слова. Определите художественно-выразительные средства.
Исследование художественного текста через призму рабочей версии 2. Образ городаЗадание: выпишите из текста все упоминания о Петербурге город → юный град→ младшая столица→ Петра творенье→ град Петров → омраченный Петроград → Петрополь
Выдвижение итоговой гипотезы исследования Изображая два лика Петра в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» и два лика Петербурга, А.С.Пушкин выражает мысль о том, что правда о Петре не может оставаться однобокой. Произошло переосмысление темы Петра: Петр не только прогрессивный деятель, он еще и идол, душегубец, осуществлявший свои замыслы ценой тысяч человеческих жизней
Подведение итогов Задание: изобразите схематически результаты исследования1. Петр I(Великий) ↔ Петр I (гений) (злодей)2.Петербург ↔ Петербург («краса и диво») (страшный город)3. Самодержавие ↔ Личность
Рефлексия «Две правды на весах истории – торжественная, победная правда Петра и скромная правда бедного Евгения…» (Мейлах) - Чья правда вам ближе? Почему? - Какую позицию, по-вашему, занимает автор? Выразите свою позицию в сочинении-миниатюре или в рисунке.
Представление опыта Открытые урокиШкольный конкурс педагогического мастерства (1 место, 2006 г)Сборник методических материалов.