УЧИТЕЛЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Николай Дмитриевич НикандровПрезидент Российской академии образования+7 495 [email protected]@mail333.com
БУДЕМ ПОМНИТЬ НАШИХ УЧИТЕЛЕЙ
СИНХРОННОСТЬ, СОГЛАСОВАННОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ СССР – единый идеологический центрСША – «согласованная» интерпретация в учебниках истории и обществознания = самоцензураReichsministerium fuer Volksaufklaerung und Propaganda + Reichsministerium fuer Wissenschaft, Erziehung und Volksbildung Современная Россия – различные, иногда полярные интерпретации событий отечественной истории
Президент России В.В.ПУТИН:ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕННОСТЬ
ПРЕЗИДЕНТ Д.А.МЕДВЕДЕВ НА ЗАСЕДАНИИ ГОССОВЕТА «Необходимо также заняться и идеологическим воспитанием, которого после распада Советского Союза фактически не было». (22 апреля 2010 г.)
ГРАЖДАНИН РОССИИ(РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ) НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИПАТРИОТ РОССИИЛИЧНЫЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙКОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМСОЦИАЛЬНЫЙ МИР, РАВЕНСТВО В ПРАВАХ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ ПО ТРУДУУСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИЯ, СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ, (МАССОВАЯ) КУЛЬТУРА, РЕЛИГИИТЕЛЕ - И ВИДЕОПРОДУКЦИЯУЛИЦА И УЛИЧНАЯ РЕКЛАМАДОМОВАЯ РЕКЛАМА (ПОЧТА)РОССИЙСКИЕ РАДИОСТАНЦИИЗАРУБЕЖНЫЕ РАДИОСТАНЦИИРАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ КНИЖНЫЙ РЫНОК (ОСОБЕННО КНИЖНЫЕ РАЗВАЛЫ)
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛЫ МИРОВЫХ СМИ КАК КАНАЛА КУЛЬТУРЫ - Негатив в мире преобладает над позитивом.- Наш мир есть мир насилия (физического, военного, сексуального, психологического)- Культ «красивой жизни», богатства вообще и денег в частности естествен и необходим, «воспитание разумных потребностей» - пережиток коммунистических времен, высшие (духовные) потребности – либо от скудости, либо от глупости
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛЫ МИРОВЫХ СМИ КАК КАНАЛА КУЛЬТУРЫ - Негативный образ России, ее власти, силовых структур, всего образа жизни – особенно в периоды, когда Россия достигает каких-то успехов и проявляет самостоятельность
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СИЛЬНЕЕ ВОСПИТАНИЯ
К.А. СОБЧАК О СЕБЕ И О ЛЮДЯХ «НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО Я ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ, НО Я ИМИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСУЮСЬ»… ДЕВИЗ К.СОБЧАК:«ВЫ ТОЛЬКО ДАЙТЕ МНЕ ПОДЕРЖАТЬСЯ ЗА РУЧКУ ДВЕРИ,А УЖ ДВЕРЬ Я САМА ВЫЛОМАЮ»
ЖОРЕС ИВАНОВИЧ АЛФЕРОВ,ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ «НАШЕ –ВАЖНЕЕ,ЧЕМ МОЕ»
Учитель глазами общества(из отчета Фонда общественного мнения о результатах опроса населения.09.10.2008 от 4-5 октября 2008 г., в 44 субъекта РФ и 100 нас. пунктов, 1500 респондентов) 50% россиян считает, что профессия педагога не пользуется уважением, авторитет педагогической профессии не признают 65% наших сограждан,46% респондентов высказали предположение, что педагогам их профессия нравится. подавляющее большинство респондентов (86%) заявляют, что педагоги, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ средний возраст учителей общеобразовательных школ 47 лет; средний возраст преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров производственного обучения 50 лет;преподаватели в возрасте от 50 до 69 лет составляют 56% от количества всех преподавателей в профессиональных училищах, лицеях и колледжах.
ГЕНДЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ женщин – учителей 94% , мужчин – 6%общее количество женщин – преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональных учебных заведениях (училищах, лицеях и колледжах) 75%, мужчин – 25%больший процент среди женщин – учителей общеобразовательных школ составляют 40-летние, среди мужчин – 49 -летние; больший процент среди женщин – преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров производственного обучения составляют 47-летние, среди мужчин – 53-х летние.
ГЕНДЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИЗА РУБЕЖОМ Процент женщин-педагогов в старшей школе в Англии 53%, во Франции – 57%, в Германии – 46%, в России – 80-90%, в начальной школе – практически 100%.
По мнению педагогов: обществу и государству их профессия и труд последние десятилетия реформ были мало интересны (на это указывают соответственно 39,0 % и 43,0 % респондентов). неудовлетворенность оплатой труда, финансированием школы и уровнем социального обеспечения. По данным социологического исследования, при средней заработной плате в 13 – 15 тыс. рублей, около 50 % опрошенных нами педагогов отметили, что приемлемая для них заработная плата должна составлять от 30 до 40 тыс. рублей. Социол. исследование педагогов Санкт-Петербурга, ИПО РАО, 2009 (В.И. Клюшкин, А.В. Мартюшевский, А.С. Мищенко, Л.Г. Набиуллин, А.И. Скиба)
ПЕДАГОГИ: указывали на стрессовые состояния, на ощущение бесперспективности своей профессиональной деятельности, отмечали свою неуверенность в завтрашнем дне (соответственно 27,5%, 60,1%, 82,7% респондентов).Настрой на профессиональную деятельность в образовании: стремление получать высокую заработную плату – 92,0 % опрошенных педагогов; интересы семьи и собственного ребенка – 48,0 %; желание увеличить свое свободное время – 43,0 % респондентов. Эти данные говорят о решающей роли уровня материального благосостояния.
Какими критериями будете руководствоваться при выборе места работы? (студенты педвузов) Размер зарплаты 72,9Интерес к выполняемой работе 69,3Возможность карьерного роста 31,2Возможность творческой деятельности 28,5Хороший коллектив 23,6Престижность 13,0
Основные тенденции и социокультурные факторы, влияющие на деятельность учителя информатизация жизни общества (самостоятельная при работе с разнообразной информацией); становление открытого гражданского общества, что повышает меру ответственности человека; становление нового культурного типа личности (активность, самостоятельность , способность принимать решения и оценивать моральное значение действий и выбора); профессионализация в течение всей жизни (непрерывное образование)
Соматическое здоровье и роль педагога Здоровый образ жизни у педагогов не характерное явление, Педагоги редко соблюдают режим труда и отдыха, мало спят, много времени тратят на подготовку к урокам, проверку тетрадей, что приводит к снижению социальной активности в видах деятельности, не имеющих отношения к профессии. Педагог плохо ориентируется в тех социальных процессах, которые окружают современного ученика, что создает затруднения и снижает роль педагога в становлении социальной зрелости выпускников. (по исследованиям Н.М.Полетаевой)
Соматическое здоровье(самооценка) при оценке самочувствия у 57,6%, при оценке активности – у 66,4%, плохое настроение – у 68,2% педагогов. Таким образом, профессия педагога предполагает широкий спектр профессиональных рисков, которые не видны на первый взгляд, но приводят к профессиональным деформациям.
ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ЭТО: любовь к своей профессии; уважение к личности учащихся; доброта в отношении к своим воспитанникам; наличие чувства юмора; профессионализм; честность и открытость; коммуникабельность; строгость и требовательность; оригинальность личности
Проблемы школы, волнующие учителей («глас народа» - по результатам круглого стола) Учитель, окончивший педагогический институт, обладает малым социальным опытом.Психологические знания сегодняшнего учителя явно недостаточны. Если в работе с детьми их еще как-то хватает, то работать с родителями большинство учителей не умеет. Молодой учитель оказывается чаще всего брошен на произвол судьбы. У большинства директоров и завучей не хватает времени на работу с ним, даже на посещение уроков и их анализ. Сегодня большинство учителей не знает и не читает профессиональные журналы и газеты.У нас нет возможности следить за литературой, даже профессиональной, ходить в театры и музеи за исключением походов вместе с детьми. Это обусловлено уровнем зарплаты и нагрузкой.
Проблемы школы, волнующие учителей: до того, как создал собственную семью, работал лучше, больше времени и сил уделял детям. учителя находятся в состоянии постоянного страха, потому что опасаются, что органы управления образованием не встанут на их защиту. надо не только защищать права детей, но и говорить об их обязанностях. Не только говорить об обязанностях учителей, но и защищать их права.если бы была нагрузка 18-20 часов на нормальную зарплату, о профессиональном выгорании мы бы не говорили.Такое впечатление, что учебная программа никого не интересует. Огромное количество уроков пропадает из-за различных мероприятий. А потом учитель вынужден задавать большие домашние задания.
Как повысить статус педагогического работника Экономическая поддержка педагогической деятельности (повышение зарплаты, оборудование рабочих мест, стимулирование творческой деятельности, обеспечение отдыха, социальные льготы).Госзаказ минкультуры на создание произведений киноискусства и литературы, отражающих позитивный образ педагога (не «Школа» В.Гай Германики)Обсуждение насущных проблем образования руководителями государства, реальное признание ценности образования в знаниевом обществе Нормирование труда, адекватная оплата за все виды профессиональной деятельности.Выведение деятельности педагога из сферы услуг в сферу формирования «человеческого капитала», в том числе в духовно-нравственном отношении.
С ЧЕМ ИДЕМ К НАЧАЛУ 2010- 2011 УЧЕБНОГО ГОДА Проект «Наша новая школа» - все позицииСтандарты (начальная школа) - самостоятельность, нет детального содержания, разные подходы и методики - структура, условия реализации, результаты реализации программ - все виды деятельности учителя
С ЧЕМ ИДЕМ К НАЧАЛУ 2010- 2011 УЧЕБНОГО ГОДА - ПРОФИЛЬНОЕ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕЭЛЕМЕНТЫ ВЫБОРА УЖЕ С НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ, ПАРТНЕРА)УЧЕБНИКИ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ, ИНФОРМАЦИОННАЯ УМЕЛОСТЬ, СКВОЗНЫЕ «ЛИНЕЙКИ»
С ЧЕМ ИДЕМ К НАЧАЛУ 2010- 2011 УЧЕБНОГО ГОДА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫКРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМАЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕНИЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕПОРТФОЛИОЕГЭ И «МАЛОЕ ЕГЭ»ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ, РАСШИРЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ
С ЧЕМ ИДЕМ К НАЧАЛУ 2010- 2011 УЧЕБНОГО ГОДА КАЗЕННЫЕ, БЮДЖЕТНЫЕ, АВТОНОМНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, НОВАЯ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДАНЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА И ПУБЛИЧНЫЕ ДОКЛАДЫАССОЦИАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАЗ В ПЯТЬ ЛЕТ
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765) "Народ Российский от времен глубокою древностию сокровенных до нынешнего веку толь многия видел в счастии своем перемены, что ежели кто междуусобныя и отвне нанесенныя войны рассудит, в великое удивление придет, что на толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и силы достигнул. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежняго, каждому упадку вышшее восстановление... Противу мнения и чаяния многих, толь довольно предки наши оставили на память, что, применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины» (Древняя Российская история. – М., 1766)