ГАОУ СПО Калужский колледжинформационных технологий и управленияНестандартные формы обучения или «Как сделать урок интересным» Презентацию подготовилпреподаватель математикиА.В.Сенина
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.
Урок - ограниченная во времени, четко организованная система обучения, по которой занятия проводит учитель с группой учеников постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки.
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию и воспитанию. Для нестандартного урока характерны:максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников.
Классификация нестандартных уроков Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.);Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;Театрализированные уроки, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию;Сугестопедические уроки, которые ещё не приобрели широкого распространения, поскольку механизм действия подсознания пока еще технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик; Уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала, что по программе изучается в разных классах.
Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы) Урок - деловая играУрок - пресс конференция Урок - соревнованиеУрок - консилиумУрок - зачетУрок - КВНУрок - судУрок - аукционУрок - экскурсияУрок – семинарУрок - театральное представление Урок - консультация Урок - блок-схема
Урок-соревнование по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»План-конспект урокаЭтапы соревнованияОценивание соревнованияВыводы
Этапы соревнования (конкурсы) Представление и приветствие командКонкурс «Знаешь ли ты формулы?»Конкурс смекалистыхСоревнование любителей кроссвордовКонкурс «Расшифруй»Конкурс «Один за всех и все за одного»
Представление и приветствие команд 1конкурс: ПриветствиеКоманды по очереди представляются жюри (название команды и её девиз).Критерии оценивания:max оценка 5 баллов
Конкурс «Знаешь ли ты формулы?» 2конкурс: «Знаешь ли ты формулы?»На столах для каждой команды разложены карточки. По очереди все участники команд подходят к своим столам и вытягивают карточку. Выпавшую формулу представители команд записывают на доске и поясняют её.Члены команды-соперницы задают вопросы, относящиеся к этой формуле (2 вопроса).Критерии оценивания;правильно поясненная формула- 3 балла (команде)вопрос от команды соперницы- 1 баллответ самого студента на дополнительный вопрос- 2 баллаответ команды- 1 баллотсутствие ответа или неверный ответ- (-1) балл.
Конкурс смекалистых 3 конкурс: «Конкурс смекалистых»Участие в конкурсе принимают все участники команды.Представители команд вытягивают по очереди карточки- билеты с практическими заданиями и на месте самостоятельно отвечают на поставленный там вопрос. Карточки и ответы на вопросы сдаются жюри.Карточки-задания - см. приложение № 2.Если представитель команды не может ответить на вопрос карточки, то они просят помощи у команды; если же не справляется команда - у команды- соперника.Критерии оценивания;правильный и полный ответ участника - 5 баллов; ответ команды - 2 балла (любой команды); ответ команды - соперника - (-2 балла).
Конкурс «Расшифруй» и «Соревнование любителей кроссвордов» 4 и 5 конкурсы: Для участия в 4 и 5 конкурсах каждая команда делится на части: 3 участника команды участвует в конкурсе «Соревнование любителей кроссвордов», а остальные - в конкурсе «Расшифруй».Каждая из команд получает:Сетку кроссворда (приложение Excel);Карточку - задание с описанной ситуацией и символическими записями событий,которые необходимо расшифровать.Задания для конкурсов 4 и 5 - см. приложения № 3 и № 4.Критерии оценивания;«Кроссворд»: за каждое правильное угаданное слово в кроссворде - 1 балл; за расшифрованный код - 5 баллов; «Расшифруй»: каждый правильный ответ - 1 балл.
Конкурс «Один за всех и все за одного» 6конкурс: «Один за всех и все за одного»Капитан команды получает индивидуальное тестовое задание, а вся команда получает творческое задание (сочинение четверостишия).Критерии оценивания:Каждый правильный ответ теста - 1балл (всего в тесте 8 вопросов); max оценка за сочинение - 5 баллов.Приложения № 5 и № 6
Творческое задание Теория(ю) вероятностей - неприятностей Пора - весна (Пример ответа: Тяжело учить науку «теорию вероятностей». С нею в жизнь нашу пришло много неприятностей. Отпустите! Веселиться и гулять давно пора! Посмотрите! За окошком ведь давно уже весна!)
Выводы Использование данной формы проведения урока позволило:проверить большой объём изученного материала;продолжить развитие творческих способностей студентов;продолжить развитие интереса к изучаемому предмету;избежать перегруженности студентов;использовать многообразие познавательных методов;развивать самостоятельность студентов, их умение работать в группе, взаимопомощь.
Урок - деловая игра по дисциплине «Математика» План игрыПодготовительный этапВступление и правила игрыЗадания для командПодведение итогов урока
Подготовительный этап На этом этапе группа была разбита на две команды (два экономических отдела предприятия). Командам были сообщены:учебная цель предстоящего занятия,план и процедура деловой игры,краткое содержание игры,характеристика действующих лиц.Каждой команде было дано следующее задание:распределить между участниками следующие роли – группа экономического планирования и расчётная группа.
Вступление правила игры Вы все – работники двух экономических отделов на предприятии. Руководитель предприятия установил конкурс в решении двух экономических задач:задача планирования производствазадача оптимизации транспортных перевозок. Тот из отделов, который предоставит более выгодное решение предложенных задач в наиболее короткие сроки и получит премию (в нашем случае в «пятикратном» размере). Группа экономического планирования представляет расчётной группе планы решения, а расчётная группа проводит необходимые расчёты.
Задания для команд 1. Задача оптимального планирования производства. Фирма производит две модели А и В сборных книжных полок. Их производство ограничено наличием сырья (высококачественных досок) и временем машинной обработки. Для каждого изделия модели А требуется 3м2 досок, а для модели В - 4м2. Фирма может получать от своих поставщиков до 1700м2 досок в неделю. Для каждого изделия модели А требуется 12 минут машинного времени, а для изделия модели В – 30 мин. В неделю можно использовать 160 часов машинного времени. Сколько изделий каждой модели следует выпускать фирме в неделю, если каждое изделие модели А приносит 2 дол. прибыли, а каждое изделие модели В – 4 дол.? Построить математическую модель и решить полученную двумерную задачу графически.
Задания для команд 2. Транспортная задача.Найти допустимый план перевозок методом северо-западно-го угла или методом минимального элемента. Оптимальныйплан найти средствами Excel.
Итоги игры и урока Удалось реализовать моделирование реальных экономических задач,реализация совместной деятельности студентов, развитие у студентов умения решать конфликтные ситуации,продолжение развития познавательных способностей студентов и интереса к предмету,реализация образовательных целей урока.
Заключение Результаты проведения нестандартных уроков показывают не только упрочение знаний учащихся, совершенствование их умений обобщать и систематизировать материал, но и изменение их отношения к математике. Доминирующими для них становятся сам процесс приобретения знаний и его содержание, а не только оценка. Такие новые формы работы позволяют реализовать все ведущие функции обучения: воспитательную, образовательную и развивающую на основе идеи педагогики сотрудничества, когда учитель не просто с предметом идет к учащимся, а с учащимися к предмету.