Роль педагога основной школы в реализации программы духовно-нравственного воспитания на пути внедрения ФГОС Панова Н.В., к.п.н., доцент СПб АППО Городской семинар ГБОУ СОШ № 322 Фрунзенского района
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Актуальность концепции: - духовная дезинтеграция общества - девальвацией ценностей старшего поколения - размытость жизненных ориентиров молодежи ПОНЯТИЯ: Нация, национальное государство, национальное самосознание, формирование нац.идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно - нравственное развитие личности, духовно - нравственное воспитание личности гражданина России КОНЦЕПЦИЯ - методологической основа ФГОС - ценностно-нормативная основа взаимодействия ОУ с др. субъектами социализации - формулирует социальный заказ современной школе Основа для разработки: - Конституция РФ; - Законом РФ «Об образовании»; - послания Президента России Федеральному собранию РФ
Национальный воспитательный идеал и базовые национальные ценности высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ История НВИ: средневековая Русь - образ Святой Православной Руси Российская империя (XVIII в) - «человек государственный, слуга царю и Отечеству» советский период 90-е годы – «свободная» личность НВИ - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке… патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество БНЦ – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки …
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России - сфера личностного развития, - сфера общественных отношений, - сфера государственных отношений УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ нравственный пример педагога социально-педагогическое партнёрство индивидуально-личностное развитие интегративность программ ДН воспитания социальная востребованность воспитания
Министр образования и науки РФ«Воспитание - это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».
Современный национальный воспитательный идеалопределяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
АктуальностьНеобходимость возрождения традиционной системы нравственного воспитания: Изучение отечественной культуры и истории своего народа. Возвращение к духовности для формирования гражданина и патриота России. Воспитание духовно-нравственной личности.
Подготовка учителей для работы с учащимися по духовно-нравственному воспитаниюИзучение духовно-нравственного наследия Тематические беседы Исследовательская работа Проведение семинаров Дискуссии на духовно-нравственные темы Тренинги нравственного самосовершенствования Просмотр и обсуждение фильма
Планируемые результатыПервый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
Духовно – нравственное развитие и воспитание осуществляется в деятельности урочной внеурочной внешкольной
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельностиТипы образовательных программ: образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальная образовательная программа школьника.
Художественно-эстетическая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Общественно-полезная деятельность
Мониторинг Оценка уровня педагогической компетентности - система критериев оценки проведения открытых учебно-воспитательных мероприятий. Тестирование уровня сформированности духовно-нравственной основы развития личности учащегося и качества его образования (комплекс вариативных тестовых заданий «Ценностные выборы»). Мониторинг результатов духовно-нравственного развития личности и коллектива учащихся, педагогов, родителей (оценивающие тренинги, анкетирование, интервьюирование).
Ресурсы для решения воспитательных задач история России, российских народов, своей семьи, рода; жизненный опыт своих родителей, предков; традиционные российские религии; произведения литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодическая литература, СМИ, отражающие современную жизнь; фольклор народов России; общественно полезная и личностно значимая деятельность; учебные дисциплины; другие источники информации и научного знания.
ПРОГНОЗ прочная основа духовности и нравственности у учащихся; учебная и воспитательная работа носит деятельностный характер в осмыслении исторического прошлого нашей Родины., определение места в современном обществе, удержанию детей от дурных поступков в сохранении нравственного и физического здоровья.
Модель выпускника Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; Владеющий основами умения учиться; Любящий родной край и свою страну; Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера; Умеющий высказать свое мнение; Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.