ЖИВОПИСЬ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ Флорентийская школа Умбрийская школа Ломбардская школа Падуанская школа
Флорентийская школа – одна из ведущих итальянских художественных школ эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция. В XV в. основоположниками искусства Ренессанса во Флоренции выступили живописцы Мазаччо, Андреа дель Верроккьо, Паоло Уччелло, Гоццоли, Фра Анджелико, Доменико Гирландайо, Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли Для изобразительного искусства Флорентийской школы XV в. Характерны: увлечение проблемами перспективы, Библейские образы преобретают черты современников Возрождение сюжетов античной мифологии - стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность Искания мастеров XV в. завершили великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень.
Мозаччо, 1401–1428 Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (между 1425 и 1428 гг.) посвящены в основном истории апостола Петра "Изгнание из Рая" использует светотеневую моделировку и воздушную перспективу для создания ощущения реального пространства. Фигуры людей соотнесены по масштабу с окружающим их пейзажем, их движения естественны. -Правильные пропорции изображенных на росписях фигур свидетельствуют о знании анатомии человеческого тела.
Во фреске "Троица" (около 1426–1427 гг., церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) Мазаччо, впервые в настенной живописи применил принцип линейной перспективы с единой точкой схода.
Андреа Вероккьо,1435 -1488 – особая одухотворенность и лирическая созерцательность
Фра Анджелико, около 1400–1455 Фра Джованни да Фьезоле, прозвище – Беато Анджелико, монах-доминиканец, был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции. - глубокое религиозное чувство - светлый лиризм и мягкая поэтичность, - тонкая гармония чистых цветовых тонов
Гоццоли 1420–1497, Учился у Л.Гиберти и Фра Анджелико. фреска “Шествие волхвов” в капелле дворца Медичи-Риккарди во Флоренции, 1459. - сочетал поэтически-сказочную, светскую трактовку сюжетов и тонкость живого наблюдения - “ковровость” композиции, условностью пространственных решений, - декоративная красочность колорита.
Паоло Уччелло (1397-1475). Изучал строение растений и животных, законы построения пространства по правилам математической перспективы. Уччелло создал три варианта монументальной исторической композиции “Битва при Сан-Романо” (середина 1450-х годов), ставшей одним из истоков европейского батального жанра . динамичные композиционные построения, «нет ничего сладостней перспективы» -нарядный колорит, поэтическая сказочность
Сандро Боттичелли (1447-1510)
"Весна", около 1477–1478 гг.
Какую из этих работ Боттичелли можно увидеть в Москве?
По канонам красоты эпохи Возрождения у женщин должны быть белыми – кожа, руки, зубы; чёрными – глаза, брови, ресницы; розовыми… А что должно быть розовым?
Умбрийская школа – живописная школа Италии XIII–начала XVI вв. с центром в городе Перуджа. Со 2-й половины XV в. В творчестве мастеров этой школы возобладали принципы культуры Раннего Возрождения (работы Перуджино, Пьеро дела Франческа, Пинтуриккьо, раннего Рафаэля). Для Умбрийской школы характерны: - тонкий лиризм, плавность и музыкальность линий, ощущение поэтической гармонии человека и природы, мягкость колористических решений.
Пьеро дела Франческа, 1420-1492 Мастер умбрийской школы, величавость образов, обобщённые объёмы фигур на фоне спокойных ясных ландшафтов, впечатления просветленной торжественности, гармоничной картины мироздания.
Ломбардская школа – художественная школа, сложившаяся в Ломбардии, исторической области Северной Италии. Живопись Ломбардской школы отмечена хрупким изяществом форм и поэтичностью Пизанелло Антонио (1395-1455), мастер ломбардской школы живописи Один из основоположников ренессансного портрета в Италии. Пизанелло был также одним из крупнейших медальеров Возрождения Принцесса из дома д'Эсте, 1443, -величественность, гордость, достоинство изящество, хрупкий облик символ дома на рукаве - Разнообразный фон усиливает нарядность парадного портрета
Перуджино Пьетро,1452-1523 Мастер умбрийской школы , - плавность композиционных ритмов, лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые ландшафты Умбрии. - гармоничность, мягкая грациозность,
Пинтуриккьо1454-1513, мастер умбрийской школы - тщательность письма, тонкая поэтичность “Портрет мальчика”
Падуанская школа – живописная школа, сложившаяся в городе Падуя и сыгравшая значительную роль в становлении искусства Возрождения в Северной Италии. В XIV в. в Падуе работали живописец Джотто и его многочисленные последователи. К середине XV в. здесь сформировалась самостоятельная школа, черты которой - позднеготические мотивы - поиски ясной пластической формы;