Живопись Раннего Возрождения
История живописираннего Возрождения –это путь отделенияее от архитектуры,формированиесобственногопроизведения –станковой картины.
В средневековыхфрескахпостепенноформировалисьприемымонументальнойживописи.Успение БогоматериЦерковь Богоматерив Охриде,1295.
Человеческиефигуры на фрескахчасто подчинялисьокружавшемуих орнаменту.Дж. Чимабуэ.Сон Иннокентия III,Церковь Сан Франческов Ассизи,ок. 1260.
Иногдароспись стендолжна былалишь подчеркиватьархитектуру храма.БаптистерийСв. Иоанна Крестителя,Флоренция.
Чтобы сблизитьархитектуруи росписьживописцысознательновводили в сценыреальныеархитектурныедетали.Я. Торрити.Гнев ограбленного иудея перед образом святого Николая,Церковь Сан Франческо в Ассизи, ок. 1303.
Иногдас помощьюживописисоздавалииллюзиюпространства.Джотто.Роспись капеллыдель Арена в Падуе,1305
В росписиповсеместноприменялитехникуфрескиal secco(по сухойштукатурке).А. Орканья.Триумф смерти,фрагмент,до 1348.
Первым итальянскимхудожником,в творчестве которогопроизошел поворотк новым принципамживописи, сталДжотто ди Бондоне(1267-1337).Джотто.Житель Ассизирасстилает плащперед св. Франциском,Церковь Сан Франческов Ассизи,1296-98.
Крупнейшим памятникомработы Джоттостали фрескиКпеллы дель Арена(Сокровеньи) в Падуе.
Джоттоприменяетновую техникуфрески –buon fresco(хорошаяфреска),где можнобыло работатьпозаранеенанесенномурисунку.Джотто. Распятие, Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
В росписяхДжоттовсе чащепоявляетсяиллюзияглубиныпространства,характернаядля живописногополотна.Введение во храм. Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Брак в Кане. Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Отдельные фрескиу Джотто ужене сливаютсяв единую роспись,но четко отделеныдруг от друга,образуязаконченныесамостоятельныекомпозиции.
Уже после Джоттохудожники вырабатываютправила изображенияпространствана плоскости.В живописьвводятся законылинейной перспективы.П. Учелло.Ваза.Исследованиеперспективы
С этого времени соблюдение правил линейной перспективыстало обязательным для художников.П. Учелло. Легенда о причастии, 1465-69
Часто иллюзорное пространство фрески начиналопротиворечить реальному пространству храма.Фра Анджелико. Благовещение.Монастырь Сан Марко, Флоренция, ок. 1437-46
Крупнейшим художником, воспринявшим идеи Джотто,стал флорентиец Мазаччо (1401-1428).Мазаччо.Чудо со статиром,1425-28.
«Троица» Мазаччо долгое времясчиталась эталономмонументальной росписи.Здесь средневековаявертикальная композицияпрекрасно сочетаетсяс иллюзией глубиныпространства.
В творчестве отца и сынаФра Филиппо Липпи(1406-1469)и Филиппино Липпи(1457-1504)происходит окончательноеизбавление росписиот функцииукрашения стены.Фра Филиппо Липпи.Мадонна с двумя ангелами,2 треть XV века.
Процесс«проживания»архитектурытеперьотделенот созерцанияживописи. Фра Филиппо Липпи.Благовещение,ок. 1440.
Здесь же мыпрактическивпервыевстречаемавтопортретхудожника.Филиппино Липпи.Автопортрет,фрагмент фрески«Мученичество апостола Петра»в капелле Бранкаччив Санта Мария дель Кармине(Флоренция),1481-82.
Отделившись от архитектурного пространства церкви,живопись тотчас начала осваивать новые темы.П. Учелло. Битва при Сан Романо, ок. 1440-50
Типичными становятся изображениясцен княжеского быта.П. Учелло. Ночная охота, ок. 1460
Огромное значение приобрели античные мифыи их живописное воплощение.А. Мантенья.Парнас,ок. 1497.
Смена заказчикапривела к активнойработев жанре портрета.А. Мантенья.Портрет кардиналаКарла де Медичи,1466.
При изображениичеловеческого лицахудожники ищутспособы передачиэмоциональногосостояния.А. Мантенья.Евангелист Иоанн,1453-54.
Дажев традиционныхизображенияхпоявляютсянеобычныеракурсы.А. Мантенья.Мертвый Христос,ок. 1490-1500.
Вершиной живописираннего Возрождениясчитается творчествоСандро Боттичелли(1445-1510).С. Боттичелли.Автопортрет,Фрагмент композиции«Поклонение волхвов»в церквиСанта Мария Новелла(Флоренция)ок. 1475.
Сохранилисьмногочисленныеподготовительныерисункихудожника.Навык рисованияс этих порстановитсячуть ли не главнымдостоинствомживописца.С. Боттичелли.Осень
Тончайшие линии рисунка часто являютсяосновным выразительным средством художника.С. Боттичелли. Венера и Марс, ок. 1483
Линии рисункаи цветовые пятнапомогают Боттичеллипостроить сложнуюмногофигурнуюкомпозицию,предвосхищающуюполотна художниковбарокко.С. Боттичелли.Оплакивание Христа,ок. 1495
Психологически точныпортреты художника.С. Боттичелли.ПортретДжулианоде Медичи,ок. 1478С. Боттичелли.ПортретСимонетыВеспуччи,ок. 1476-80
В больших полотнах Боттичеллимастерски сочетает линии рисунка с изысканным цветом.С. Боттичелли. Рождение Венеры, ок. 1485
Это полотно современники воспринимали как начало новой эпохиС. Боттичелли. Весна, ок. 1482