Рафаэль Санти
С самого детства Рафаэльвоспитывался в среде художников.Его первым учителем стал отец –Джованни Санти.АвтопортретипредполагаемыеавтопортретыРафаэля
Огромноевлияниена будущегохудожникаоказалаего учебау известногоживописцаПьетроПеруджино.П. Перуджино.Видениесв. Бернарда,ок. 1493
Поискиуравновешеннойкомпозициибыли чуть лине главной задачейв мастерскойПеруджино.П. Перуджино.Поклонение пастухов,1506-10
Для достижениягармоничностикартины старались«очистить»от постороннихдеталей.П. Перуджино.Мадонна,ок. 1501
Самакомпозициястроиласьпо простымгеометрическимсхемам.Онидолжныбылипомогатьзрителюпониматькартину.П. Перуджино. Пьета, 1494-95
Крест воспринималсякак синоним выбора.П. Перуджино.Распятие с Мариейи евангелистом Иоанном,Средняя частьГолицынского триптиха,ок. 1482
Треугольная композиция – устойчивость, уверенность.П. Перуджино. Христос передает Петру ключи от Царствия небесного,фреска Сикстинской капеллы, 1480-82
Круг или овал –самые гармоничныекомпозиционныефигуры,передающиеощущениепокоя.П. Перуджино.Рождество Христово,конец XV века
Очень чутков школе Перуджиноотносилиськ настроениюландшафтаи архитектурнымдеталям.П. Перуджино.Исцеление девочкииз цикла«Чудесные деласв. Бернарда»,ок. 1473
П. Перуджино.Обручение Марии, ок. 1500-04Рафаэль Санти.Обручение Марии, 1504
Флорентийскийпериодв жизни Рафаэлячасто называют«Периодом мадонн».Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле,Мадонна с младенцем, 1504
Основу живописногоизображения Рафаэлявсегда составляетрисунок.У него подмалевок – этоконструктивная основа будущего полотна.Рафаэль Санти.Фрагмент картонак «Святому семейству с жемчужиной»,1519-20
Первенство рисунка позволяло добиватьсячеткости и гармоничности в линиях картины.Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины с единорогом, 1505-06
Многие произведения художника остались лишь в набросках.Рафаэль Санти. Тайная вечеря, этюд, 1504
Особенноревностноследитхудожникзаравновесиеммассна картине. Рафаэль Санти.Сон рыцаря,1504-05
Вслед за своими учителями художник воспринимал тондокак самый уравновешенныйи гармоничный формат.Рафаэль Санти.Святое семейство под пальмой,1506Рафаэль Санти.Мадонна Террануова,1504-05
Однако художникпонимает, чтоуравновешеннаястатичнаякомпозициячасто мертва,и ищет средствадинамизациикартины.Динамизацияс помощьюдиагональногодвижения.Рафаэль Санти.Битва св. Георгияс драконом,1505
Иногда художникдинамизируеткомпозицию с помощьюсвета,предвосхищаянаходкибарокко.Рафаэль Санти.Освобождение Петра,Станца Элиодоро,1513-14
Римский периодтворчества Рафаэлязаполнен работойв Сикстинскойкапелле Ватикана.Здесь он расписываетнесколько комнат (станц).
Рафаэль Санти. Станца Д’Элидоро, 1509-10
Рафаэль Санти. Станца дель Инчендио ди Борго, 1509-10
Особенно знаменита его фреска «Афинская школа», гдесобраны многие выдающиеся древнегреческие философы.
С помощью изображения художник пытается включитьзрителя в пространство фрески, убираяпередний план и раздвигая пространство вширь и вглубь.
Точка схода(спорящиеПлатониАристотель),наоборот,движетсяна зрителя.
Уникальны и выразительныпортреты философов на фреске Рафаэля.
Некоторые фигурыфилософов –это портретысовременниковРафаэля.Евклид(Браманте)и егоученики
Портреты Рафаэляинтересныстолкновениемвнутреннего мираперсонажейс их внешним видом.Рафаэль Санти. Портрет кардинала,1510-11
Писательи политическийдеятельБальдассадеКастильонедал описание«универсальногочеловека»Возрождения.Рафаэль Санти. ПортретБальдассареКастильоне,1514-15
Рафаэль Санти. Женский портрет(Донна Велата),1516
Даже в карандашныхнаброскахпередает художниквнутренний мирчеловека.Рафаэль Санти. Портрет мальчика,1502-03
Над своимкрупнейшим произведением,«Сикстинской мадонной»,Рафаэль работалпо заказу монастырясв. Сикста в Пьяченцев 1513-14 годах.Рафаэль Санти. Этюд к картине«Сикстинская мадонна»,1512-13
Главная идеяпроизведения –жертвенное несениебожественного сынаиз мираабсолютного светав земной мир.Именно поэтомуРафаэльиспользует здесьвертикально-глубиннуюкомпозицию.
Как и в «Афинской школе»,художник снимаетразделение пространствакартины и пространствазрителя.Из мира зрителяв картину дует ветер,в сторону земногомира указывает св. Сикст.
Но композиция картиныи замкнута, согласновсем канонамВозрождения.Путти на переднем планеотмечают границу.
Как и на иконе необычайноточно полотно решенов цветовом отношении.Синий плащ Богоматериотражает ее связь с небом.Зеленый цвет занавесасловно отмечает границумиров – небесного и земного.Духовное богатство св. Сикстаотражено в золотом одеянии.Белоснежные лица-облака –символ чистоты.Красный – цветжертвенной крови Христа.