Микеланджело Буонарроти
ТалантМикеланджелонеобычайномногогранен.Он был известенсовременникамкак скульптори архитектор,живописец и поэт.Д. да Вольтерра.БюстМикеланджелоБуонарроти
Средимногочисленныхего талантовдар скульпторавсегда оставалсяосновным.Микеланджело.Мадонна у лестницы,ок. 1490
Его живописьнеобычайноскульптурна,почтирельефна.Микеланджело.Святое семейство,фрагменток. 1503-04
Его архитектурныесооружениянаполненыскульптурой.Микеланджело.Гробница папы Юлия II,1542-45
Даже его поэзияскульптурнообъемнаи выразительна.Он зрел картины божьего суда,Он побывал в чистилище и, зная,Дорогу в рай, достиг при жизни рая,Чтоб молвить правду, воротясь сюда.Зачем. Зачем горит его звездаИ над моим гнездом, не угасая,Когда на свете нет такого края,Где злее бы была к нему вражда?О Данте речь. Его могучей лиреНеблагодарный не внимал народ:Издревле слава недостойных – шире.Когда б достиг я Дантовых высот,И я бы счастью в этом злобном миреЕго печальный предпочел исход.
Учился онв мастерскойД. Гирландайо.Очень ранопознакомилсяс работамиантичныхмастеров,Джотто,Донателло,Мазаччо.Д. Гирландайо.Поклонение пастухов,фрагмент1485
Уже в ранних работах Микеланджело видныпластическая мощь, внутренний драматизм образов.Микеланджело.Битва кентавров,ок. 1490-92
Для выявлениявнутренней силы образа,скрытой до временив каменной глыбе,скульптору потребоваласьновая техника ваяния.
Этот метод, названный впоследствии «методом ванны»,требует от скульптора необычайно точного видениябудущего произведения в каменной глыбе.
Ощущая надвигающеесябарокко, Микеланджелоупорно осваиваетпередачу в скульптуредвижения.Микеланджело.Давид-Аполлон,1530
Преувеличено спиральное движениевыявляет глубокий душевный конфликт.Микеланджело.Победа,ок. 1520-25
Момент зарождениядвижения – это внезапновозникшее стремление,которое толькоугадываетсяв мимике лица.Микеланджело.Давид,1510-04
Сама же фигура пока ещеспокойна.Микеланджело.Давид,1510-04
Движение подавленное ведет во внутренний мир персонажа.Микеланджело.Пленные рабы,для гробницыпапы Юлдия II1542-45
Иногда внутреннееволнение неподвижных фигурпередается с помощью складок ткани.Микеланджело.Пьета,1497-99
Символические образы гробницы Медичи в церквиСан Лоренцо во Флоренции словно схвачены скульпторомв момент оживания камня.
Утро
День
Вечер
Ночь
Поэт Дж. Строцци,увидевскульптуру Ночи,написал Микеланджелостихотворное послание,которое завершалосьсловами:«Она из камня, но в ней есть дыханье:Лишь разбуди – она заговорит».Скульптор ответил емузнаменитым четверостишием:«Молчи, прошу, не смей меня будить.О, в этот век, преступный и постыдный,Не жить, не чувствовать – удел завидный…Отрадно спать, отрадней камнем быть».
Роспись Сикстинскойкапеллы в 1508-12 годахв Ватикане явиласьестественнымпродолжениемпоисков скульпторав области живописи.
Вся композиция росписи необычайно торжественна,словно гимн библейской истории творения.
Скульптурно пластична лепка фигур росписи.Ноев ковчег
Как и в скульптурах,Микеланджелопередаетвнутреннеенапряжениев движении фигур.Отделениесветаот тьмыОживлениеАдама
Рельефномувосприятиюросписине мешаютприглушенные,мягкие цвета.Ливийскаясивилла
Какфинальныйаккордзвучитфреска«Страшныйсуд».Эторазмышлениео тщетечеловеческойжизни.
В центре фрески –фигура судящегоХриста.
В поздний периодтворчестваМикеланджелообращаетсяк архитектуре.Микеланджело.Порта Пиа,Рим,начата в 1562
В его постройках заметна повышенная пластичность,динамизм и напряженность масс.Микеланджело.БиблиотекаЛауренцианы,Флоренция1523-34
Микеланджело.Купол собора св. Петра, Рим,с 1546Используя карнизы,окна, наличники,порталы,Микеланджелоуправляет светотенью.
Нарядус пластическисвободными,он не боитсяприменятьи строгие формы.Не случайноархитекторыи барокко,и классицизмабудут потомвыводитьсвое творчествоот Микеланджело.Микеланджело.Библиотека Лауренцианы,читальный зал,1523-34
Микеланджелопринадлежити один из первыхренессансныхединых городскихансамблей.Микеланджело.Площадь Капитолия,Рим,с 1546