Крестово-купольный храм Древней Руси Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
крестово-купольный храм тип христианского храма, впервые появившийся в Византии. Тип крестово-купольного храма получил широкое распространение в церковном зодчестве на Руси.
Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами: он прямоугольный или крестообразный в плане внутри храма установлены четыре, шесть или восемь столбов- опор столбы связаны подпружными арками подпружные арки с каждого столба перекинуты на стены система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами количество продольных нефов всегда нечетное
своды над самыми широкими нефами в плане образуют крестна пересечении этих нефов в средокрестии расположен куполкупол покоится на подпружных арках, связывающих столбыпространства между ребрами арок заполнили вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса – отсюда название этой части свода – парускупол открыт внутрь зала
Главную роль в системе крестово-купольного храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане.
Украшение храмов Золотофонные мозаики на южном куполе, парусах и стенах
купол храма главная купольная мозаика "Христос Пантократор" (Вседержитель).
Известнейшая из мозаик Богматерь-Оранта, т.н. "Нерушимая стена" (в Киеве существует поверье - "покастоит Оранта, до тех пор стоит и Киев")
мозаика формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.Мерцающая смальта (камешки, из которых складывается мозаика) создает эффект парения фигуры в воздухе.
Галереи и остальные части украшались фресками с изображением различных сцен Ветхого и Нового заветов, различных святых.
фреска живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.«Рождество Христово» XIII в.
икона изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками.«Успение Богоматери» Икона. Начало XIII в..«Святая Троица» Андрея Рублёва (около 1410 года)
Домонгольский период Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.Собор Юрьева монастыря под Великим Новгородом. Заложен в 1119 году.Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.Церковь Параскевы-Пятницы в Великом Новгороде. 1207 год.
Архитектура XIV—XV веков Монголо-татарское нашествие на Русь в 1237—1241 гг. прервало строительство во всех областях Руси, в том числе в Великом Новгороде, хотя он и не был разграблен. Последующий период храмового строительства имеет свои новшества и неповторимые черты. Строительство велось в нескольких самостоятельных центрах: Великом Новгороде, Пскове и в северо-восточной Руси, где постепенно начинала лидировать Москва.Церковь Спаса на Ильине улице в Великом Новгороде. 1374 год.Успенский собор Московского Кремля. 1475-79 гг.Архангельский собор Московского Кремля. 1505—1508 гг.