Альберт Дюрер (1471-1528)
Дюрервоспитывался в семьезолотых дел мастера.Это позволило ему раноовладеть ремесломхудожника,ювелира и резчика.Альбрехт ДюрерСтарший.Автопортрет
Посещение Италии познакомило егос современной системой живописи и рисунка.А. Дюрер.ДвенадцатилетнийХристоссредикнижников,1506
На протяжениивсей жизниДюреризучаетокружающуюприроду.
Немало временипотрачено имна изучениеи совершенствованиесистемы перспективы.Поиски Дюрерав областирисунка иперспективы
Особое внимание уделялхудожник пропорциямчеловеческого тела.
Краски его полотенподчас не уступаютв свежести краскамвенецианскихмастеров.А. Дюрер.Спаситель мира,ок. 1504
Акварельные работы Дюрерапредвосхищают развитие этой техники в XVIII веке.А. Дюрер. Вид города Триент, 1495
Особеннотщательноработал Дюрернад портретами,достигаявсе большегопроникновенияво внутренний мирперсонажа.А. Дюрер.ПортретГанса Тухера,1499
А. Дюрер.ПортретИеронимаХольцшуэра,1526
А. Дюрер. Портреты Альбрехта Дюрера Старшего, 1490 и 1497 годов
Показательныв этом отношенииавтопортретыДюрера, которыеон начал писать с тринадцати лет.1484
14931493
14981500
Даже в образахХриста и святыхДюрер воспроизводитчерты современникови свои собственные.А. Дюрер.Ecce homo (Се Человек!),ок. 1490-92
Однако средисовременниковДюрер прославился,прежде всего,как мастер гравюры.А. Дюрер.Адам и Ева,1504
По сравнению с яркойчувственной Италией,северные страны(Германия,Нидерланды)болеерационалистичны.Броской сочной живописи«Северное Возрождение»противопоставилострогую гравюру.А. Мантенья и А. Дюрер.Моление о чаше
Очень частопонимание гравюрытребует специальноговнимательноговглядывания,рассматриваниядеталей.А. Дюрер.«Сошествие во ад»из цикла«Страсти Христа»,1512
Дюрер одним из первыхначал выполнятьвсю работу с гравюройцеликом, заменяярезчика и доводя свойзамысел до законченногохудожественногопроизведения.А. Дюрер.«Благовещение»их цикла«Жизнь Марии»,ок. 1503
В живописи и рисункеэпохи Возрождениябыла уже разработанастрогая системапередачи объемас помощью светотени.А. Дюрер.Кающийся св. Иероним,ок. 1494-97
Художники выделяют несколько градаций светотени.
Гравюра, следуя техникерисунка, передавала градациисветотени с помощью широкоили тесно расположенных линий.А. Дюрер.Св. Антоний,1519
Статичность старойкнижной гравюрыне удовлетворялаДюрера.Он стремитсяпередать движение.А. Дюрер.«Четыреапокалиптическихвсадника»их иллюстрацийк Апокалипсису,ок. 1496-98
Графическая линияу Дюрерачасто указываетнаправлениевоздействияи его силу.А. Дюрер.«СошествиеСвятого Духа»их цикла«Малые Страсти»,ок. 1510
Славу Дюреру принеслибольшие серии гравюр:«Большие страсти»,«Малые страсти»,«Жизнь Марии»,«Апокалипсис».А. Дюрер.«Видение Девы МарииИоанну»,фронтисписк Апокалипсису,1511
Сразу бросается в глаза повествовательный серий.А. Дюрер. «Бичевание Христа» и «Несение креста»из серии «Большие Страсти», ок. 1497-98
Но сквозьнеспешноеповествованиевсе времяпрорываетсясильнаяэмоцияхудожника.А. Дюрер.«Изгнание торгующихих храма»их цикла«Малые Страсти»,ок. 1509
Вершиной графическогомастерства Дюрерасчитаются три«мастерские гравюры»,выполненныев 1513-14 годах.Все онинеобычайно символичны.Ими нельзяпросто любоваться.Их надо разгадывать.Все три гравюрыобъединены темойпреодоления смерти.А. Дюрер. Св. Иероним,рисунок 1513 года
Смерть можнопопытатьсяпреодолеть подвигаминад внешними врагамии над самим собой.А. Дюрер.Рыцарь, Смерьи Дьявол,1513
Упорный трудможет дароватьбессмертие.А. Дюрер.Св. Иеронимв келье,1514
Наконец,страх смертиснимаетсяразмышлениямио сути мира.А. Дюрер.Меланхолия,1514