Искусство гравюры
Искусство графики – это процессхудожественной организации поверхности.
Для графики очень важна фактура поверхности, в отличиеот живописи, где поверхность закрывается грунтом. Даженаоттискевиднылиниирезца.А. Карраччи.Поклонениепастухов,1606
Искусство графики делитсяна два больших вида:рисуноки печатная графика (гравюра).А. Дюрер.Оплакивание Христа,1522А. Дюрер.Оплакивание Христа,1507
В зависимости от материалаповерхности различаюттри вида гравюры.Э. Мане.Кошачье свидание,1868(гравюра на камне)А. Мантенья.Вакханалия,ок. 1494(гравюрана металле)Тициан.ПортретПьетро Аретино,1538(гравюра на дереве)
В выпуклой гравюрезначимые элементыизображенияприподнятынад фоном.Так работают по деревув технике ксилографии.
Ксилограф формирует изображение из линий и пятен.Тициан. Поклонение пастухов, ок. 1532-36
Особенности деревадиктуют художникубольшую степеньобобщенностиобраза.А. Альтдорфер.ЖертворприношениеАвраама,ок. 1520-25
В технике кьяроскуро(«светотень») изображениепечатают с несколькихдосок, каждая из которыхсоответствуетопределеннойградации светотениили отдельному цвету.Образ здесь создается,в основном,при помощи пятен.Л. Кранах Старший.Святое семействона пути в Египет,1522(кьяроскуро в две доски)
В технике торцовой (тоновой) гравюрыизображение вырезается на поперечном срезе дерева.Это позволяетактивноиспользоватьмелкиепересекающиесялинии исоздаватьочень точныеизображения.Т. Бьюик.Сова,конец XVIII века
Выпуклая гравюрапо линолеумуполучилараспространениес конца XIX века,благодаря простотеисполненияи доступностиматериала.
Линолеум – очень мягкий и податливый материал,позволяющий свободно резать его любым резцом.И. Крусамёджи.Ворон,сер. XX векаИ. Голицын.На балконе,1958Х. Бенёр.Дуб,1975
В углубленнойгравюрезначимые элементыизображенияопущены нижеуровня фона.В техникеуглубленной гравюрыработаютпо металлу(резцовая гравюра, офорт).
Резцовая гравюра на металле выполняется тонкимирезцами (штихелями). Образ создается с помощьюперекрестных штрихов.А. Карраччи. Пьета, 1598
В технике офорта (от франц. eau-forte – азотная кислота)используют кислоты, которые, воздействуя на металл,оставляют углубления.Ж. Калло.Маски dell’arte,ок. 1622
Часто мастера офорта печатают рисунок с нескольких«досок», добиваясь разной четкости линий для передачиэффекта воздушной перспективы.Ш. Добиньи.Видв окрестностяхСубиако,1840
Техника плоской гравюрыоснована на свойстверазных частейповерхностипринимать илиотталкивать краску.В технике плоскойгравюры работаютпо камню(литография).
Рисунок на литографском камне наносят специальнымжирным карандашом. Это позволяет приблизитьтехнику гравюры к простому рисунку.В. Ван Гог.Едокикартофеля,1885
Оттискис литографскогокамняполучаютсямягкие,слегкабархатистые.Э. Дега.Женщинас веером,ок. 1878-79
Благодаря простоте техники литографию часто используютдля оформления печатной продукции. О. Домье. Вид из подвала на мир наверху, 1856
Во время работыхудожник-граверпроверяет изображение,создавая пробные оттиски,которые называют«состояниями».Они позволяют проследитьстадии работы мастера.Х. Голциус. Аркадский пейзаж, 1591
А. Мантенья. Мадонна, 1490-1506
Исторически первым жанром гравюры сталакнижная иллюстрация.Датский ксилограф 1790 года.Картинки-наклейки для книжных обложек.
Буквы и иллюстрациичасто вырезалина одной деревянной доске.Это создавалоединство стиля.Ф. Бреннон.Гайд-парки Хрустальный дворец,1851
Очень рано техника гравюры стала использоватьсяв жанре карикатуры. Она позволяла быстро размножать«насмешливые листки».О. Домье.Мороженое,1837(литография)О. Домье.Председатель,1833(литография)О. Домье.Шпик,1835(литография)
В XX веке технику гравюры использовалив жанре плаката, создавая яркие, броские образы.
Изысканным жанром, использующим технику гравюры,является экслибрис – специальный книжный знак,указывающий на владельца книги.Ex libris(латинский) –из книг.