Леонардо да Винчи
Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение;тот мастер продвигаетсяк совершенству искусства,произведения которого превзойдены суждением..Леонардо да Винчи
Учился Леонардо у знаменитого скульптораи живописца Андреа Верроккьо.Согласно одной из версий,А.Верроккьозапечатлел своего ученикав образе Давида.А. Верроккьо.Давид,1473-75
А. Верроккьо.Мадоннасо св. ИоанномКрестителеми донатором,1475-83
Интерес скульпторак лепке фигурыЛеонардо пронесетчерез всю жизнь.А. Верроккьо.Голова Ангела,ок. 1470
Неподвижная анатомиямало занимала художника.Его интересовало движение.
Но более всегоЛеонардо работал надвыражением в движенияхчеловеческих эмоций.
В основе живописного полотна у Леонардовсегда лежит точный, детальный рисунок.
Леонардоиспользуетрисуноккакинструментдляизучениявнутреннегомирачеловека.
Леонардо считал, что художник должен опиратьсяна твердое знание перспективы.В Миланской академии художеств, где он преподавал,первое место занимали занятия перспективой.
Здесь были значительно уточнены законыперспективного изображения.Предметы уменьшаются по мере их удаления от зрителя.Везде сохраняется соотношение высоты и ширины.Линии, идущие вглубь, сокращаются по мере удаления.Параллельные линии, идущие вглубь, пересекаютсяв точке на горизонте, называемой «точкой схода».Если «точка схода» располагается в центре картины,то перспектива называется прямой.
Леонардо да Винчи.Вид долины Арно, 1473
Постепенно Леонардо открывает законытональной и воздушной перспективы.Все предметы, по мере их удаления от зрителя,приобретают все более холодный(синеватый) тон.Контуры предметов, по мере их удаления,становятся все более расплывчатыми.
Леонардо да Винчи.Джиневра да Бенчи,фрагмент,1474
Леонардо да Винчи.Мадонна с цветком,1473
На картине, как и в реальности, есть особая линия,куда устремляются все линии картины,где краски земли сливаются с красками неба –линия горизонта.Леонардо да Винчи. Благовещение, 1472
В мастерской Леонардопродолжалось изучениеособенностейчеловеческоготела и его движений.Насколько тщательнодолжен художникпоказывать строениечеловеческоготела и его движения?Леонардо да Винчи.Св. Иероним,ок. 1480
Как меняется человеческое лицо с возрастом?
Как разные людивоспринимаютодно и то жесобытие?Леонардода Винчи.Поклонениеволхвов,ок. 1482
Портеры кисти Леонардочасто передаютмгновение остановленногодвижения, наполненноговнутренним напряжением.Леонардо да Винчи.Портрет молодойженщины,1490-96
Симметричная композиция раннего Возрожденияуступает у Леонардо композиции, выстроенной по смыслу.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495-97,Трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.
К сожалению,фрескаплохосохраниласьиз-занеправильноподобранногосоставакраски.
Часто персонажейего полотен объединяетне только композиция,но и единоеэмоциональное состояние.Леонардо да Винчи.Мадонна Бенуа,1478
Леонардо да Винчи.Мадонна в скалах, 1483Леонардо да Винчи.Мадонна в скалах, 1506
Леонардо одним из первыхводит в искусство безобразное.
Природа в полотнахЛеонардо перестает служитьфоном персонажам.Она наделена здесьмногозначным смыслом.Леонардо да Винчи.Вакх,1510-13
Это портрет ЦецилииГаллерани, любовницыЛодовико Сфорца –правителя Милана.Для негоЛеонардо создалмножество инженерныхсооружений.Горностай – эмблема рода Сфорца.Леонардо да Винчи.Дама с горностаем,1483
Картина написанауже во Франции,в замке Клу,где Леонардо живет,опекаемыймолодым королемФранциском I.Леонардо да Винчи.Св. Иоанн Креститель,1515
Многие произведениядо сих пор вызываютсомненияв авторстве Леонардо.Леонардо да Винчи.Мадонна Литта,1480
Более всего своепредставление о миреЛеонардо выразилв простой улыбке,«полной иронии и ума,показывающейосознание границдоступногочеловеческому разуму».
Многиехудожники иисследователипыталисьразгадать«загадку улыбкиДжоконды»!
«Джоконда» Леонардопородила великоемножество подражаний,которые, однако,были лишенывнутренней силылеонардовскогополотна.