«Дама с горностаем» «Дама с горностаем»
В росписи "Тайная вечеря " (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. В росписи "Тайная вечеря " (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей.
Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции.
«Мадонна Бенуа» «Мадонна Бенуа»
«Мадонна с гвоздикой» «Мадонна с гвоздикой»
При работе над задним планом «Крещения» Леонардо да Винчи применил воздушную перспективу, которая сильно отличается от математической, линеарной перспективы Брунеллески. При работе над задним планом «Крещения» Леонардо да Винчи применил воздушную перспективу, которая сильно отличается от математической, линеарной перспективы Брунеллески.
В картине явственно выявились главные пристрастия Леонардо: остановленный момент напряженного человеческого общения; множество предметов обстановки, переданных не как образцы или символы, но как существенная жизненная энергетическая масса; пространство — чистое и реалистичное, хотя и несколько удивляющее. В картине явственно выявились главные пристрастия Леонардо: остановленный момент напряженного человеческого общения; множество предметов обстановки, переданных не как образцы или символы, но как существенная жизненная энергетическая масса; пространство — чистое и реалистичное, хотя и несколько удивляющее.
Именно в ней Леонардо наконец достиг гармонии в примирении мира воображения и научного подхода к натуре. Это полотно — своего рода мистическое откровение окружающая Мадонну обстановка вовсе не земного происхождения - вода, открытая небу пещера, дающая кров Мадонне, ангелу, младенцам Христу и Иоанну. Все фигуры в высшей степени грациозны, жесты их непринужденны, детали пейзажа правдивы настолько, как если бы их изобразил самый искусный в живописи геолог и ботаник. Именно в ней Леонардо наконец достиг гармонии в примирении мира воображения и научного подхода к натуре. Это полотно — своего рода мистическое откровение окружающая Мадонну обстановка вовсе не земного происхождения - вода, открытая небу пещера, дающая кров Мадонне, ангелу, младенцам Христу и Иоанну. Все фигуры в высшей степени грациозны, жесты их непринужденны, детали пейзажа правдивы настолько, как если бы их изобразил самый искусный в живописи геолог и ботаник.
«Мадонна Литта» «Мадонна Литта»
Этюды женских голов для утраченной «Стоящей Леды» Этюды женских голов для утраченной «Стоящей Леды»
«Портрет Джиневры деи Бенчи» «Портрет Джиневры деи Бенчи»
В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, оба в Уффици, "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж) Леонардо да Винчи обогащает традиции кватроченто тем, что, глубже, чем его предшественники, раскрыл внутренний мир человека, характеризуя его состояние через жесты и мимику, через знаменитую леонардовскую дымчатую светотень «сфумато» В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, оба в Уффици, "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж) Леонардо да Винчи обогащает традиции кватроченто тем, что, глубже, чем его предшественники, раскрыл внутренний мир человека, характеризуя его состояние через жесты и мимику, через знаменитую леонардовскую дымчатую светотень «сфумато» Сочетая разработку новых средств художественного языка (работал масляными красками, которые были в то время новинкой) с теоретическими обобщениями создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.
Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы - это создание глубины изображения с помощью градаций цвета и прорисованности деталей Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы - это создание глубины изображения с помощью градаций цвета и прорисованности деталей Леонардо да Винчи обосновывает все разделы живописи данными научного опыта Леонардо да Винчи вносит много нового в учение о пропорциях и строении человеческого тела, изучает движения человека, их выразительность, их связь с душевными переживаниями. Значительно развил именно пирамидальные композиции, с предельной ясностью выявляющие смысл ситуации, ставшие своего рода знаком мастеров Высокого Возрождения вообще и Рафаэля в особенности.