Роль образовательного учреждения по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми
Типичные причины жестокого обращения с детьми: Многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего ремень да порку как лучшее воспитательное средство. Пропагандируемый в современном обществе культ жестокости. Низкий уровень общей и правовой культуры населения. Вытекающее из невежества бессилие родителей.
Данные Следственного комитета при прокуратуре РФ За последние 10 лет в России количество преступлений против детей увеличилось в 4 раза 2009 год - совершено 126 тысяч преступных посягательств , в результате чего 1914 детей погибли 2010 год - 1661 родитель был лишен родительских прав по причине жестокого обращения с детьми, выявлено 3211 случаев жестокого обращения с детьми. Физические наказания детей в каждой второй российской семье являются нормой.
Ученый-психолог Д. Гилл Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на возрастные группы: первая - от 1 года до 2 лет; вторая - от 3 до 9 лет; третья - с 9 до 15 лет
Четыре основные формы жестокого обращения Сексуальное насилие (или развращение) Пренебрежение нуждами ребенка Психическое (эмоциональное) насилие Физическое насилие
Сексуальное насилие Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Пренебрежение нуждами ребенка Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Психическое (эмоциональное) насилие Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Физическое насилие и его последствия Физическое насилие — нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. ПОСЛЕДСТВИЯ:
Насилие в современных семьях 3 компонента инициирующие насилие в семье: НАСИЛЬНИК ЖЕРТВА КРИЗИС
Насильники: не являются биологически родными для ребенка; часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства; в детстве сами пережили насилие; обладают низким уровнем культуры и образования родителей, а также социально-экономическим статусом; воспитывают ребенка без супруга(и); относительно молоды и неопытны; склонны к злоупотреблению алкоголем либо приобщились к наркотикам; обременены большим количеством детей.
Жертвы: нежеланные или рожденные вскоре после смерти предыдущего ребенка; трудно вынашиваемые, часто болеющие и разлученные в течение первого года жизни с матерью; живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим; имеющие врожденные или приобретенные увечья, специфические особенности внешности, умственного (физического) развития, нарушения здоровья; отличающиеся девиантным поведением, раздражающими привычками и чертами характера.
Кризис: дефицитом средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; нагрузками, вызванными социальными изменениями, и снижением сопротивляемости родителей в кризисных ситуациях; не компетентностью взрослых людей в решении конфликтов и неумении изменять свои представления о детях в процессе их взросления.
1. Информирование всех участников образовательного процесса 1. Информирование всех участников образовательного процесса
2. Формирование в сознании взрослых недопустимости жестокого обращения 2. Формирование в сознании взрослых недопустимости жестокого обращения
Родительский Университет
3. Разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и интересов ребенка по личному обращению 4. Активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов
Брифинг «Детство без жестокости и насилия: защита и помощь» Павлова Маргарита Николаевна Трясеногова Елена Николаевна Мельников Юрий Николаевич Романов Александр Сергеевич Таганова Елена Владимировна Гусева Наталья Александровна
МАСТЕР - КЛАССЫ Профилактическая работа с родителями в ОУ «Воспитание ненасилием» 2. Социально-психологическое просвещение классных руководителей и учителей-предметников «Психологическая культура и безопасность в образовательном учреждении» 3. Социально-психологическая поддержка учащихся ОУ «Каждый ребенок имеет право на…»
Благодарю за внимание! Благодарю за внимание!