Понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» в современной науке Понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» в современной науке Возрастные особенности личности Возрастная динамика и закономерности психического развития личности в онтогенезе
1. Вітенко І.С., Борисюк А.С., Вітенко Т.І. Основи психології. Основи педагогіки: Навчально-методичний посібник. – Чернівці: Книги – ХХІ, 2006. – 200 с. 1. Вітенко І.С., Борисюк А.С., Вітенко Т.І. Основи психології. Основи педагогіки: Навчально-методичний посібник. – Чернівці: Книги – ХХІ, 2006. – 200 с. 2. Волкова Н.П. Педагогіка: Посібник для студентів вищих навчальних закладів. — К.: Видавничий центр “Академія”, 2003. — 576 с. 3. Основи психології і педагогіки : навчальний посібник / О. М. Степанов, М. М. Фіцула. - 2-ге вид., виправ., доп. – Київ : Академвидав, 2006. – 520 с. 4. Мельничук І. М. Вікова і педагогічна психологія : навч.-метод. посіб. для вивчення курсу / І. М. Мельничук. – Тернопіль : ТНЕУ, Економічна думка, 2006. – 144 с.
наивысшая степень живых организмов на Земле; наивысшая степень живых организмов на Земле; живое существо, которое достигло наивысшего развития на Земле, субъект общественно-исторической деятельности; биосоциальное существо, наделенное языком, сознанием, высшими психическими функциями
Индивид (лат. Individuum – неделимый) – это особь, каждый организм, который существует самостоятельно Индивид (лат. Individuum – неделимый) – это особь, каждый организм, который существует самостоятельно
Личность – социально предопределенная система психических качеств индивида, который определяется привлечением человека к конкретным общественным, культурным, историческим отношениям. Личность – социально предопределенная система психических качеств индивида, который определяется привлечением человека к конкретным общественным, культурным, историческим отношениям.
разум (определяет уровень интеллектуального развития); разум (определяет уровень интеллектуального развития); ответственность, которая является уровнем развития чувства ответственности, умения руководить своим поведением, анализировать свои поступки и отвечать за них; свобода (способность к автономной деятельности, принятию самостоятельных решений); личное достоинство (определяется уровнем воспитанности, самооценки); индивидуальность (непохожесть на других).
Индивидуальность – совокупность внешних и внутренних особенностей человека, которые формируют ее своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность – совокупность внешних и внутренних особенностей человека, которые формируют ее своеобразие, отличие от других людей.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Критериями развития человека являются Критериями развития человека являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма.
Возрастная психология является областью психологической науки об индивидуальном развитии человеческой психики в онтогенезе на разных возрастных стадиях. Возрастная психология является областью психологической науки об индивидуальном развитии человеческой психики в онтогенезе на разных возрастных стадиях. Структура возрастной психологии психология пренатального периода, детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослости, геронтопсихология
Педагогическая психология, изучает психологические проблемы учебы и воспитания, и дифференцируется на несколько областей знаний: Педагогическая психология, изучает психологические проблемы учебы и воспитания, и дифференцируется на несколько областей знаний: психология учебы психология воспитания психология учителя.
Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от зарождения до конца жизни. Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от зарождения до конца жизни. Онтогенез человека – это целостный непрерывный процесс количественных и качественных изменений, который охватывает становление человека в биологическом, психическом и социальном плане; это становление человека как организма, как сознательного общественного существа и как личности; это развитие, формирование, дозревание, становление – необходимые, последовательные, прогрессивные изменения
4 стадии когнитивного развития: 4 стадии когнитивного развития: 1. Сенсомоторная 2. Дооперационная 3. Конкретных операций 4. Формальных операций
Стадия Название стадии развития Возраст Стадия Название стадии развития Возраст І детство До 1 года ІІ ранний возраст 1-3 года ІІІ дошкольный возраст 3-6 лет ІV школьный возраст 6-11 лет V юношеский возраст 11-20 лет VI молодость 20-25 лет VII зрелость до 60 лет VIII старость после 60 лет
Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предусматривает диалектическое взаимодействие двух взаимоувязанных видов развития – естественного (генотип + естественная среда) и социального (семья, общество, воспитание, обучение). Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предусматривает диалектическое взаимодействие двух взаимоувязанных видов развития – естественного (генотип + естественная среда) и социального (семья, общество, воспитание, обучение).
Каждому возрасту присуща своя специфическая социальная ситуация развития Каждому возрасту присуща своя специфическая социальная ситуация развития При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новообразования При изменении стабильных периодов возникают возрастные кризисы
1. Закон цикличности 1. Закон цикличности 2. Закон неравномерности развития 3. Закон «метаморфозы» 4. Закон сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка
Види провідної діяльності: Види провідної діяльності: - эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми (0-1 год); - предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста (1-3 года); - сюжетно-ролевая игра у дошкольников (3-6 лет); - учебная деятельность у школьников; - интимно-личностное общение подростков; - профессионально-учебная деятельность в старшем школьном возрасте.
Критерии опрделения психологичсекого возраста (по Д.Б.Ельконину) 1) социальная ситуация развития; 2) ведущий тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) возрастные кризисы.
1) возраст младенца – до 1 года; 1) возраст младенца – до 1 года; 2) раннее детство – 1-3 года; 3) младший и средней дошкольной возраст – 3-5 лет; 4) старший дошкольный возраст – 5-7 лет; 5) младший школьный возраст – 6-10 лет; 6) подростковый возраст – 10-14 лет; 7) ранний юношеский возраст – 13-14 – 16-17 лет.
1) кризис новорожденного (до 1 мес.); 1) кризис новорожденного (до 1 мес.); 2) кризис одного года; 3) кризис трех лет; 4) кризис семи лет; 5) подростковый кризис (11-12 лет); 6) юношеский кризис.
1. Пренатальный (внутриутробный) 1. Пренатальный (внутриутробный) 2. Детство 3. Отрочество 4. Зрелость
а) герминальная (предзародышевая) стадия, что длится 2 недели; а) герминальная (предзародышевая) стадия, что длится 2 недели; б) зародышевая (эмбрионная) стадия – до конца второго месяца развития; в) фетальна стадия – стадия плода – от третьего месяца развития до рождения.
1) спермогенез – выход яйцеклетки из фолликулы яичника, оплодотворения, погружения оплодотворенного яйца в слизистый слой матки (7-8 время оплодотворения); 1) спермогенез – выход яйцеклетки из фолликулы яичника, оплодотворения, погружения оплодотворенного яйца в слизистый слой матки (7-8 время оплодотворения); 2) период формирования отдельных органов плода и плаценты (3-8 неделя); 3) дифференциация функций органов и систем плода (20-24-я неделя); 4) момент рождения; 5) период адаптации новорожденного ребенка.
Воспитание сводится в основном к физическому развитию ребенка и заботе о его здоровье. Воспитание сводится в основном к физическому развитию ребенка и заботе о его здоровье. Важным заданием является создание условий для активного функционирования органов чувств, которые обеспечивают развитие нервной системы, мозга.
Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние оказывают на ребенка действия с предметами, общение с взрослыми. Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние оказывают на ребенка действия с предметами, общение с взрослыми. Задание воспитания заключается в обеспечении возможности всех познавательных процессов.
задание – обеспечить разностороннюю деятельность, разнообразные формы общения, которое содействует развитию самостоятельности . задание – обеспечить разностороннюю деятельность, разнообразные формы общения, которое содействует развитию самостоятельности .
физическое развитие предусматривает охрану здоровья, развитие двигательных умений; умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения; в нравственном воспитании, опираясь на подражание, формируются моральные нормы, отношение к людям, к себе; эстетическое воспитание способствует развитию творческих сил ребенка, формирует эстетический вкус.
целенаправленное воспитание, которое осуществляется в процессе учебной деятельности целенаправленное воспитание, которое осуществляется в процессе учебной деятельности Важно формировать свойства личности
главной является проблема формирования жизненной позиции, мировоззрения, убеждений; главной является проблема формирования жизненной позиции, мировоззрения, убеждений;
принятие своего жизненного пути как единственно возможного; принятие своего жизненного пути как единственно возможного; переоценка ценностей прошлого; возникновения целостности личности.
1) макросоциальные условия 2) микросоциальные условия 3) психосоматических условия
1) особенности мотивационной сферы; 2) особенности формирования сознания и самосознания; 3) активность ребенка (поведение, деятельность, общение). Франсуа Рабле (1483-1553) у романі “Гаргантюа і Пантагрюель” здійснив блискучу атаку на середньовічну школу та науку. Книга Рабле – це гімн гуманістичному вихованню і реальній освіті.
Благодарю за внимание Благодарю за внимание