Психология взрослости
Психология взрослости
Психология взрослости
Психология взрослости
Структура курса Психология взрослости
Взрослость как предмет научного исследования Взрослый человек как объект исследования в психологии Исследования взрослости в отечественной и зарубежной науке Проблема возрастной периодизации Взрослость как особый возраст Понятие «зрелость» и ее критерии Возрастные задачи развития в период взрослости
Темперамент Темперамент Характер Способности Мотивы и потребности (направленность) Эмоции Воля
Методологические основы изучения личности взрослого человека были заложены С.Л.Рубинштейном Методологические основы изучения личности взрослого человека были заложены С.Л.Рубинштейном «Психология жизненного пути»
Позднее разрабатывались и другие подходы: Позднее разрабатывались и другие подходы: Стратегия жизни (К.А.Абульханова) Психология жизненных событий (А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров ) Психологическое время личности (Е.И.Головаха) Психология судьбы человека (Е.Ю Коржова)
это многомерное состояние взрослого человека это многомерное состояние взрослого человека показывает, насколько он состоялся как: физический индивид личность (гражданин, супруг, родитель и т.д.) специалист в какой либо деятельности
новая наука – 1980 гг. новая наука – 1980 гг. закрывает "белое пятно« в человекознании изучает процесс развития человека на этапе взрослости: закономерности факторы условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности
как этап онтогенеза человека как этап онтогенеза человека
раздел психологии развития, изучающий закономерности развития психики взрослого человека: раздел психологии развития, изучающий закономерности развития психики взрослого человека:
Взрослость как самостоятельный возраст: Взрослость как самостоятельный возраст: социальная ситуация развития ведущая деятельность особенности общения новообразования в личностной и интеллектуальной сферах кризисы развития
Трудности исследования: Трудности исследования: Наиболее длительный период развития Взрослость – это многомерное состояние Много видов (социальная, психологическая, биологическая и т.д) Гетерохронность достижений в разных сферах
Множество признаков: Множество признаков: новый характер развития – саморазвитие, самосовершенствование развитие в меньшей степени связан с физическим ростом и когнитивном совершенствованием способность успешно преодолевать трудности преодоление зависимости развитое чувство ответственности самостоятельность в постановке задач и целей новые черты характера: инициативность, уверенность,целеустремленность
Психология возрастных кризисов (К.Юнг, Д.Левинсон, В.И. Слободчиков), Психология возрастных кризисов (К.Юнг, Д.Левинсон, В.И. Слободчиков), Этот подход позволяет выделить стабильные и кризисные развития
2. Исследования взрослости в отечественной науке завершение процессов развития, стационарное состояние
2. Исследования взрослости в отечественной науке Впервые задача изучения взрослости была поставлена в 1928 г. Без взрослости невозможно создать целостную картину развития человека и построить полную возрастную периодизацию Зрелость – особый этап в жизни Главный критерий – высокая эффективность в разных сферах жизни и профессиональной деятельности (акме)
2. Исследования взрослости в отечественной науке Первым организовал широкомасштабные исследования психического развития человека в период взрослости (1965 – 1968 гг.)
2. Исследования взрослости в отечественной науке Выборка и организация исследования 1800 человек от 20 до 65 лет развитие человека изучалось по отдельным годам жизни использовался лонгитюд
2. Исследования взрослости в отечественной науке развитие человека носит непрерывный характер природа изменений психофизиологических функций в период взрослости разнородна и противоречива: повышение, стабилизация, понижение и вновь повышение изменения различных функций происходят неравномерно
2. Исследования взрослости в отечественной науке процесс обучения в период взрослости оказывает положительное воздействие на людей: совершенствуется интеллект, психическая регуляция задерживается процесс старения не только на интеллектуальном уровне, но и психофизиологическом
2. Исследования взрослости в отечественной науке В современной отечественной науке исследования в области возрастной психологии взрослости связаны с изучением: психофизиологических изменений в период взрослости (Б.Г. Ананьев) внутриличностной, мотивационно-смысловой динамики (Б.Г.Братусь) особенностей обучения и профессионализации взрослых (Л.И.Анцыферова, .И.Подольский)
2. Проблема психологии взрослости в зарубежной науке изучена в большей степени несколько направлений: психологическое содержание стадий возрастного развития взрослых и механизмы развития (Д.Левинсон,Дж. Хейвигхерст, М. Пек, Э.Эриксон, К.Юнг) адаптивность взрослого человека, влияние событий жизни на индивидуальное развитие (Cni, Vaillant, Hultsch and Plemons, Lieberman) соотношение постоянного и изменяющегося в личности на протяжении жизненного пути (Б. Нюгартен . P.Costa, R.R.McRae)
Карл Юнг о взрослости Первым обратил внимание на специфику развития личности в зрелом возрасте Сравнивал жизнь человека с движением солнца: 4 периода
Карл Юнг о взрослости Ранняя взрослость - человек энергичен, импульсивен, страстен, но еще зависим от других Это – период жизни, когда человек овладевает профессией, женится, заводит детей, обретает общественное положение
Карл Юнг о взрослости Середина жизни – достигнуты две цели: определенный финансовый статус и продолжения рода Возникает опрос: "Что же является целью во второй половине жизни?»
Карл Юнг о взрослости К концу тридцатых – началу сороковых годов жизни происходит радикальная смена ценностей Юношеские интересы и стремления заменяются новыми, более культурными и менее биологическими Человек среднего возраста становится более интровертированным и менее импульсивным
Карл Юнг о взрослости Во второй половине жизни и у мужчин, и у женщин ярче проявляются черты противоположного пола Женщины: конкурентность, решительность, жесткость, агрессивность Мужчины: мягкость, зависимость, сентиментальность
Карл Юнг о взрослости Люди во второй половине жизни начинают использовать психологический резерв свойств противоположного пола, который был нереализован ранее, когда личность осваивала и расходовала гораздо больше гендерно-специфичных черт
Карл Юнг о взрослости Во второй половине жизни человек воссоединяется с человеческим родом, снова становится его частью начинает с большей охотой делиться чем-то с другими (добровольно посвящать свое время общим делам, заниматься строительством, садоводством, искусством), чем разрушать обращает больше внимания на свои чувства — осознаваемые и неосознаваемые Для молодости характерна тема поиска своей настоящей сути, а для целостной личности ведущей является идея вклада в общий опыт Юнг предполагал, что конечная цель коллективного бессознательного и самореализации — достижение высочайшего, то есть, духовного уровня опыта
Теория Э. Эриксона Эго психология Ключевое понятие - идентичность личности Каждый человек от рождения до смерти проходит через восемь стадий развития идентичности Каждый возраст характеризуется определенной эволюционной задачей и двумя возможными полюсами становления личностной идентичности - положительным и отрицательным
Теория Э. Эриксона "Средний возраст", по Эриксону, охватывает период от 30 до 60-65 лет Позитивный полюс –развития это время является формирование производительности (generativity), которая у мужчин выражается преимущественно в творчестве, а у женщин - в рождении и воспитании детей
Генеративность Забота о воспитании нового поколения Продуктивная трудовая деятельность Индивидуальное творчество
Теория Э. Эриксона Во все, что делает человек, вкладывается частичка его "Я", и это приводит к личностному обогащению Отрицательный полюс идентичности - сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою (stagnation) В этом случае возникает "физическая и психологическая инвалидизация" личности
3. Проблема возрастной периодизации развития взрослого человека Периодизация - выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития Существует много периодизаций взрослости, при этом ученые выделяют различные основания в качестве критерия периодизации Но экспериментальных подтверждений они не имеют
Древняя китайская классификация
Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э) Первый период 0-7 лет Второй период 7-14 лет Третий период 14-21 год Четвертый период 21-28 лет Пятый период 28 - 35 лет Шестой период 35-42 года Седьмой период 42- 49 лет Восьмой период 49-56 лет Девятый период 56 – 63 лет Десятый период 63-70 лет
Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.) Период становления 0-20 лет (весна) Молодость 20-40 лет (лето) Расцвет сил 40-60 лет (осень) Старость и угасание 60-80 лет (зима)
Стадии развития личности по Э.Эриксону
Периодизация развития взрослого человека Ш.Бюлер (1893 – 1974, Германия)
Периодизация психического развития человека Дж . Биррена (1964, США)
Периодизация психического развития человека Д.Бромлей (1966, Англия) В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются пять циклов развития: 1.внутриутробный 2.детство 3.юность 4.взрослость 5. старость При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий
Периодизация психического развития В.И. Слободчикова субъектность - основа личности интегральная способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности и своего я (индивид, личность, индивидуальность)
Периодизация психического развития В.И. Слободчикова 4. Стадия индивидуализация: кризис юности: 17–21 год молодость: 19–28 лет кризис молодости: 27 -33 года взрослость: 32–42 года 5. Стадия универсализация: кризис взрослости: 39–45 лет зрелость: 44 года-66 лет кризис зрелости: 55–65 лет старость: 62 года
Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.
Периодизация психического развития взрослого человека Нижняя граница колеблется от 16 до 25, средняя - от 20 до 55, верхняя - от 55 до 75 Границы очень условны и размыты Это объясняется разными принципами построения Четкие методологические основания периодизации взрослости все еще остаются малоразработанными Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития
Периодизация психического развития взрослого человека Осуществление периодизации взрослости связано с определенными трудностями: нахождение объективных критериев неравномерность и гетерохронность развития (психологическое, социальное, физиологическое) влияние социокультурных условий жизни взрослого человека развитие в период взрослости приобретает качественно новую форму саморазвития сочетание процессов эволюции и инволюции роль духовного аспекта - начала в жизни взрослого человека
4. Взрослость как особый возраст Социальная ситуация развития – система отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности человека Понятие введено в науку Л.С. Выготским Рассматривается учеными в качестве основного условия личностного развития, т.к. меняется самим человеком в соответствии с возможностями
4. Взрослость как особый возраст
4. Взрослость как особый возраст Ранняя взрослость 21-25 Полное включение во все виды социальной активности: овладение ролью взрослого человека правовая зрелость избирательные права экономическая самостоятельность и ответственность Отделение от родительской семьи Продолжается профессиональная подготовка, освоение профессии и начало трудовой деятельности Стремление к признанию в референтных группах и к близким дружеским связям с другими людьми Поиск партнера для жизни Возникновение собственной семьи и освоение семейных ролей Рождение ребенка и освоение родительской роли
4. Взрослость как особый возраст Средняя взрослость 25-40 Годы пик для интеллектуальных достижений Консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы Профессиональное мастерство Лидерство и старшинство среди сотрудников
4. Взрослость как особый возраст Поздняя взрослость 40-55 Продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других Уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни (возвращение некоторых женщин к служебной роли) Менопауза Дальнейший упадок физических и умственных функций
4. Взрослость как особый возраст переходная стадия - 55-65 Предпенсионный возраст Более очевидный упадок физических и умственных функций, Дальнейшее ослабление сексуальных функций и интересов Это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета Частичная освобожденность от занятий и отбор наиболее интересных для личности общественных дел Изменение всей мотивации в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни Ожидание старости или сопротивление ее наступлению
4. Взрослость как особый возраст Максимальная реализация сущностных сил человека Стремление к высшим достижениям в разных областях: физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной
4. Взрослость как особый возраст и Опыт (30-40) Мастерство (40-50) Авторитет Наставничество
4. Взрослость как особый возраст Профессиональных качеств
Соотношение понятий Многие ученые используют термины взрослость и зрелость как синонимы Взрослость часто называют периодом зрелости За этой синонимичностью стоит предположение, что взрослость нормативно является возрастом достижения зрелости Взрослость как возраст это самый продолжительный период Это самый социально активный и продуктивный период жизни человека
5. Зрелость и ее критерии заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание изменяется система отношений с окружающим миром – включение во все сферы общественной жизни определяется жизненный путь наступает расцвет творческих сил наблюдается проявлений того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества этот период интеллектуальных достижений, социальной активности это возраст достижения зрелости
5. Зрелость и ее критерии Словарь русского языка: «зрелость»: 1)состояние организма достигшего полного развития; зрелый возраст; 2) перен.: высокая степень развития, совершенства; зрелость мысли
5. Зрелость и ее критерии Прямое значение - полнота развития организма, развития того, что было Переносное значение - «обдуманный», «тщательно взвешенный»: зрелый человек, зрелое решение, зрелый поступок Этот смысл относится скорее к проявлениям характера человека, его поведению, поступкам, мыслям, ценностной позиции, выполнению ролей, установкам
5. Зрелость и ее критерии Понятие «зрелость» используется многими признанными исследователями развития взрослой личности Адлер, Гоулд Ловингер, Олпорт, Фрейд, Эриксон, Юнг и др. Б.Г. Ананьев, К.А.Абульханова Славская, В.И.Слободчиков, А.А. Реан, Братусь
5. Зрелость и ее критерии К. Г. Юнг – принятие ответственности Э. Фромму - забота, ответственность, уважение и знание К. Роджерс - осознанность, свобода быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором
5. Зрелость и ее критерии Г. Олпорт широкие границы «Я» (активность в разных сферах) способность к теплым социальным отношениям наличие самопринятия реалистичное восприятие опыта способность к самопознанию чувство юмора наличие определенной жизненной философии
5. Зрелость и ее критерии Ананьев Б.Г. - свойства зрелой личности : 1. Ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идёт не так. 2. Способность оставаться верным своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения). 3. Живёт спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью. 4. Высокая степень принятия себя и других, в том числе различных сложностей человеческой натуры и т.д.
5. Зрелость и ее критерии Характеристиками зрелой личности называют: 1) развитое чувство ответственности 2) потребность в заботе о других людях 3) способности к: активному участию в жизни общества; эффективному использованию своих знаний; психологической близости с другим человеком; конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации
5. Зрелость и ее критерии В рамках одной парадигмы проблема зрелости рассматривается на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и познания Б.Г.Ананьев выделяет зрелость человека как: индивида – физическая зрелость личности – социальная, (гражданская) зрелость субъекта познания и труда - умственная зрелость Эти виды зрелости во времени не совпадают
6. Возрастные задачи развития в период взрослости Э. Эриксон Достижение интимности и близости в отношениях Физическая близость двоих людей Способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя Достижение идентичности
6. Возрастные задачи развития в период взрослости Роберт Хейвигхерст (Havighurst) выделил в жизни человека в период средней взрослости основные события, обозначив их как жизненные задачи:
6. Возрастные задачи развития в период взрослости •Задачи периода ранней взрослости • Выбрать супруга • Научиться жить с партнером по браку • Начать семейную жизнь • Воспитать детей • Вести домашнее хозяйство • Начать профессиональную деятельность • Принять гражданскую ответственность • Найти близкую по духу социальную группу