Ранняя весна в произведениях мастеров разных видов искусств МОУ гимназия №1 имени А.С.Пушкина г. Томска,учитель начальных классовСубботина Л.И.
«Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет» А. Толстой -Ребята, предположите тему сегодняшнего урока.- Какие чувства и настроениявызывают слова А. Толстого?-Что вам сейчас хочется?
П.И. Чайковский «Времена года» Слушая одну из 12 музыкальных пьес П. И. Чайковского «Времена года», подумайте и ответьте на вопросы -Что я чувствую, представляю, слушая эту мелодию?-Что же подействовало на мои чувства?
Рассматривание картин И. Левитана и А. Саврасова - Что объединяет эти художественные произведения? - А в чем различие? Попробуйте подобрать,эпитеты, метафоры и высказывания к каждой репродукции (работа в группах)
И. Левитан. «Март»
И. Левитан. «Весна. Большая вода»
А. Саврасов. «Грачи прилетели»
Но главное – птицы! С ликующим криком они кружили в весеннем воздухе. Весна пришла!
Мы увидели три картины ранней весны,разные её моменты, почувствовали разные оттенки радостного и грустного настроений
Работа над стихами Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид…», «Весенние воды», «Весенняя гроза» – Давайте посмотрим конкретно, какую картину рисует нам Тютчев? – Какое настроение вызывают те или иные события картины жизни у лирического героя (далее ЛГ). -Чтение по строфам с вычитыванием
Ф. Тютчев «Ещё земли печален вид». ЛГ чувствует пробуждение природы. И это состояние природы вызывает у него сложное настроение: робкую радость, приятное ощущение, оттенки грусти
Ф.И. Тютчев «Весенние воды». Настроение ЛГ меняется разными оттенками: на смену бурной радости приходит мечтательное ожидание радости тихой, светлой
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». Это прекрасное, наполненное чудесами явление природы, которое не пугает, а вызывает у ЛГ чувство игривости, весёлости и любования этим явлением
Мы увидели, что Ф.И.Тютчев написал три разных стихотворения о ранней весне. Разное состояние природы вызывают у ЛГ радостное настроение, но эта радость имеет разные оттенки
Вывод Оказывается, что об одном и том же явлении можно рассказывать по-разному. Композитор передает свои чувства, настроение музыкой. Художник передает свежесть, великолепие, таинство природы, состояние своей души цветом, игрой света и тени. А поэт пользуется языковым богатством русской речи
Итог урока1.Отчет о своем понимании текста - Выразительное чтение стихов 2. Рефлексия -Что сегодня узнали нового? -Что было трудным? (Сложнее всего… 3. Заполнить карточку- Знаю…- Хочу узнать… -Узнал…
Дома1. Подготовить наизусть выразительное чтение понравившегося стихотворения Ф.И.Тютчева2.Написать сочинение – отзыв о двух стихотворениях Ф.И.Тютчева «Весенние воды » и «Весенняя гроза»
Спасибо за работу!
Источники используемых материалов Давыдов В.В. Теоретические обобщения в составе развивающих форм обучения // Начальная школа плюс ДО и После. – М.: Баласс, 2007. – №12. – С.63. http://www.goldpoetry u/tutchev/http://www.tchaikov.ru http://www.art-catalog.ru/gallery.phphttp://images.google.ru/ru.wikipedia.org>>isaak-ievitan.ru