КОНСИЛИУМ Психологические аспекты неуспеваемости И пути ее предупреждения. Подготовил педагог-психолог: Сальникова Т.В.
Неуспевающий ученик – это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
Причины неуспеваемости Внутренние, субъективные (исходящие от ученика); Внешние, объективные (не зависящие от ученика).
Субъективные причины Отставание в умственном развитии - карточки, перфокарты, тесты, коллективный урок в сменяющихся парах, карточки взаимного контроля, «цепочная» отработка практических навыков при изучении нового. Невниматнльность на уроках - консультации перед изучением темы, парные диалоги, работа в группах, при проверке д/з ошибки рецензируются в тетради.
Нежелание ученика учиться - доступными средствами показать радостную сторону познания и преодоления трудностей, развить интерес к предмету. Пропуски по болезни - работа по индивидуальному плану, оптимальному для него. Недисциплинированность - посильная, интересная работа, авторитет учителя. Личная неприязнь - подход к детям, убрать фальш, искренность. Понимание. Ее Величество Лень - ситуация успеха
Объективные причины Отсутствие способностей к предмету - постепенно усложняющая работа, ситуация успеха, смена уровня трудности задания. Неблагополучная семья - забота об ученике на уроке, создание условий. Проблема «Улицы» Профилактическая двойка - находить другие способы оценки невыполненной учеником работы
рекомендации учителю Обращать внимание на усвоение учебной задачи; Четкое прояснение учебного материала; Отслеживать результаты успехов или неуспехов совместно с родителями, искать причины и пути преодоления трудностей; Поддерживать ситуацию успешности; Разделять оценку личности от оценки его работы; Похвала д.б. персональной, а критика по возможности безликой; Сравнивать успехи с его собственными неудачами; Ставить конкретные задачи и реальные цели; Развивать самооценку ребенка.
Содержание деятельности классного руководителя Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, анкетирование педагогов-предметников, беседы) Участие в разработке стратегии сопровождения Планирование направлений и форм педагогической работы Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопросам сопровождения школьников
Содержание деятельности педагога-предметника Участие в работе консилиума Предоставление необходимой информации участникам консилиума Участие в опросах Участие в групповых и индивидуальных консультациях Разработка индивидуальных стратегий пед. сопровождения и их последующая реализация Консультирование родителей
Индивидуальная стратегия педагогического сопровождения Учащихся____класса средней школы п. Зеленоборск ___________________________________ (Ф.И.О. педагога, должность)