Проектная деятельность школьников Семинар для молодых специалистов
Из истории метода проектов Основатель – американский психолог, философ и педагог Джон ДьюиПрименялся в 20-е годы ХХ века в США. Основная идея : «Все из жизни, все для жизни»Основные принципы:ребенок с большим увлечением выполняет ту деятельность, которая выбрана им самимистинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведениядеятельность строится не в русле учебного предмета, а носит надпредметный характер
использования проектного метода позволит: создать условия для формирования детской самодеятельностиобеспечить связь школы с жизнью, личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого обществанаучить детей использовать арсенал накопленных знаний и умений в нестандартных ситуацияхрасширить границы межличностных отношений
Метод проектов и проектная деятельность Метод проектов – это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.Проектная деятельность – это форма деятельности учащихся, структура которой совпадает со структурой проекта и позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. (Особенно актуальна для детей с пониженной мотивацией)
Классификация проектов По доминирующей деятельности:-практико-ориентированный-исследовательский-информационный-творческий-ролевой (игровой)
По предметносодержащей деятельности -монопроект-межпредметный проектПО ВРЕМЕНИ-краткосрочный (мини-проект)-долгосрочныйПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ-индивидуальный-групповой
Проект – это 5 «П» 1) проблема2) планирование (проектирование)3) поиск информации4) продукт5) презентация 6) портфолио проектаПроект не бывает без конкретно обозначенных сроков.
Этапы проектной деятельности(по Сергееву) 1. Постановка проблемы2. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы3. Планирование деятельности по реализации проекта4. Сбор информации5. Структурирование информации6. Изготовление продукта7. Выбор формы презентации8. Подготовка презентации9. Презентация10. Самоанализ и самооценка
Выбор темы и постановка проблемы Тема должна быть значима для учеников и формулироваться в виде проблемы.Увидеть и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить.Базовый уровень – дети формулируют проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей эту проблему.Продвинутый уровень – выделить и сформулировать проблему из множества проблем, сформулировать проблему с определенной позиции.Высший уровень – сформулировать проблему самостоятельно, обосновать свой выбор.
планирование Целеполагание:1-2 класс – формулируют цели с помощью учителя3-4 класс – формулируют цели самостоятельно. Учитель помогает сформулировать реальную цель.Задачи по достижению цели лягут в основу плана работы. На этом же этапе надо продумать, каким будет продукт проекта, распределить роли.
Возможные формы продуктов ВыставкаЖурнал (газета, альманах)КоллекцияМультимедийный проектСценарийСпектакльУчебное пособие ( задачник, таблицы, справочник, оборудование для опытов)Дизайн-проектЭкскурсия
Поиск информации Условие каждого проекта – исследование, а значит необходима работа с различными источниками информации:книгиаудио и видео информацияИнтернетмузеи, экскурсииинформация, полученная от других людейпресса
презентация Презентация проекта подразумевает представление готового продукта с обоснованием того, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы.
Возможные формы презентации 1. Перевоплощение ( в роль человека, в роль предмета и т.д.)2. Демонстрация видеофильма3. Диалог исторических или литературных героев4. ИнсценировкаОтчет экспедицииМини-спектакльТелепередачаЗаочная экскурсия по…
Анализ выполненной работы Анализируется:- соответствие цели и выхода проекта ( продукта)-участие каждого в реализации проекта-степень самостоятельности участников проекта-личностный рост учащихся
Портфолио проекта 1.Паспорт проекта2. Планы выполнения проекта3. Вся собранная по проблеме информация4. Отчеты о совещании групп5.Эскизы, чертежи, наброски6. Материалы к презентации7.Другие рабочие материалы
Паспорт проекта 1. Название проекта, школа, автор, руководитель, учебный год2. Проблема, ее актуальность, цель и задачи проекта3. Представление разработки решения проблемы4. Тезисы итогов, выводы5. Личное отношение к проблеме и к ходу ее решения6. Библиография7. Рецензия
Список ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе проекта ЭнтузиастСпециалист по предметуКонсультантРуководитель«Человек, который задает вопросы» (по Джону Питту)Координатор групповой работыЭксперт
Проект и исследование Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Проект всегда предполагает создание реального продукта.Проект имеет четкий план проводимых работ и сроки.Исследование – вариант бескорыстного поиска истины.Главное в исследовании – подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу Исследовательская деятельность более свободна, импровизирована и не регламентируется жестким планом работы и сроками.
Проект или исследование? 1. Древнерусская книга.2. Книга или компьютер?3. Все о яблоке.4. Как сделать школьную газету?5. Любимые книги детства ( сценарий родительского клуба)6. Я и моя безопасность.