Образовательные программы
Образовательная (учебная) программа является ключевым элементом общеобразовательного процесса. Вместе с выбранной за основу дидактической моделью они служат средствами реализации образовательных стандартов на практике. Образовательный результат учащихся напрямую зависит от выбранной или составленной учителем программы. Значение
Образовательная программа устанавливает содержание образования определённого уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: Общеобразовательные (основные и дополнительные); Профессиональные (основные и дополнительные)
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования начального общего образования среднего (полного) общего образования основного общего образования
К профессиональным относятся программы : начального профессионального образования послевузовского профессионального образования среднего профессионального образования высшего профессионального образования
Следует отметить Обязательный минимум содержания каждой общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
Образовательные программы делятся: Типовые Рабочие Индивидуальные
Типовые образовательный программы составляются учёными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ. Типовые образовательные программы могут сопровождаться примерным тематическим планированием с разбивкой на отдельные уроки, которые публикуют методические журналы («Литература в школе» и т.д.)
Рабочие образовательный программы (учебные программы) составляются или подбираются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как правило на учебный год. При этом учитываются государственные образовательные стандарты, национально-региональный компонент, принятая школой образовательная концепция, дидактическая система учителя, индивидуальные предпочтения учеников и их родителей. Устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету, с распределением его по годам обучения, по разделам и темам. По каждой теме обозначаются объём знаний, способы деятельности. В программах указываются предполагаемые результаты обучения, определяются межпредметные связи, опорные знания, необходимые для успешного изучения темы или раздела. Нередко задаётся и примерная методическая модель изучения материала (опорные понятия, логика и общие методы работы)
Индивидуальные образовательный программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и составляются по отношению к обучению отдельных учеников. Эти программы могут иметь различный вид и форму. Они могут относиться к отдельным учебным курсам или комплексному образованию ученика. В их составлении принимают участие сами ученики. В программах данного вида индивидуально для каждого ученика указываются цели его обучения в целом и по отдельным предметам, направления и общий план деятельности. Предметы по выбору, мастерские и факультативы, график участия в олимпиадах и конференциях, названия творческих работ, планируемые образовательные результаты, их сроки, формы проверки, оценки достижений и т.д. Индивидуальные образовательные результаты программы учеников учитываются педагогом при конструировании общей рабочей программы и осуществлении образовательного процесса.
Любая программа должна содержать: объяснительную записку, в которой определяются цели и основные направления работы по курсу, выделяются ведущие идеи, ключевые подходы, наиболее общие методы изучения; тематический план с примерным распределением часов по темам; раздел, раскрывающий содержание каждой темы с выделением подлежащих изучению фактов, доказательств, законов, теорем, теорий, следствий, прикладных объектов, а также обязательных для овладения умений и навыков ; методические указания о способах изучения разделов курса (методы, основные демонстрации, лабораторные работы т.д) библиографию с указанием основной и дополнительной литературы.
Спасибо за внимание