Московский центр качества образования Способы и процедуры оценивания в образовательном процессе
ФГОС . Раздел IIIТребования к структуре ООП НОО ООП НОО содержит 9 раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО».Данная система должна:1.Закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки.
Данная система должна: 2.Ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижения планируемых результатов, формирование универсальных учебных действий.3.Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов НОО.
Данная система должна: 4.Предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговую оценку) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения.5.Позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.В процессе оценки достижения планируемых результатов важно использовать разнообразные методы и формы (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.).
Отметка и оценка, их назначение в образовательном процессе В любой системе обучения следует отличать отметку от оценки и оценивания.Применительно к традиционной системе обучения, где главным результатом считается освоение учащимися предметного материала как некоторой суммы знаний, а основным критерием усвоения является репродуктивное воспроизведение текстового материала и алгоритмически правильное решение задач, правильнее говорить не об оценке, а об отметке.
Функции отметки Контроль усвоения предметного материала путем сравнения с нормой;Наказания за ошибки;Использование системы поощрения и наказания;Наказания за «плохое» поведение;Дифференциация учащихся на сильных и слабых, «хороших» и «плохих»;Выражение учителем своего отношения к ученику;Субъективные оценки «хорошо» - «плохо», «правильно» - «неправильно» в ситуации, когда не определены критерии (нормы);Демонстрация учителем своей власти.
Функции оценивания в деятельностном или компетентностном подходе Стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты;Помогать учиться на ошибках;Помогать осмыслению того, что у них получается и в какой степени;Помогать осознанию того, что важно и необходимо освоить;Помогать обнаружению того, чего они не знают и не умеют делать;
Функции оценивания в деятельностном или компетентностном подходе Констатировать наличие тех или иных умений;Констатировать степень овладения умением;Констатировать позитивные достижения учащихся;Фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
Функции оценивания в деятельностном или компетентностном подходе Оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;Поддерживать высокую самооценку учащихся;Мотивировать учащихся на достижение успеха;Побуждать учащихся к приложению усилий;Приобщать учащихся к оцениванию своих результатов на основе известных критериев.
«Петля качества» Оценка и оценивание становятся основными средствами управления образовательным процессом в целом и индивидуальной деятельностью обучения каждого учащегося, что предполагает налаживание связей между следующими основными процессами:оценка – программа улучшения – реализация – оценка
Принципы оценивания Способы, процедуры и задания, используемые в ходе оценивания, должны соответствовать типу образовательных результатов учащихся.Для каждого типа образовательных результатов должны быть выработаны свои критерии оценивания.Оценивание должно быть справедливым.Оценивание должно быть развивающим.
Принципы оценивания Критерии и формы проведения оценивания должны быть одинаково понятны ученикам, учителю и родителям.Учащиеся должны быть заранее информированы о том, какие их образовательные результаты будут оцениваться, и в какой форме будет проходить оценивание.Оценивание должно быть своевременным.Оценивание должно быть эффективным.
Области содержания оценивания в учебных заведениях России в первой половине XIX в. Знание – «ученик знает пройденное».Понимание – «отвечает идею ясно», «идеи развивает не совсем точно», «понимает многое неясно».Выражение (устное сообщение) – «говорит заученное наизусть», «говорит сбивчиво, повторяется», «выражается ясно и связно».
Знание и компетенция или компетентность Если рассматривать знание как умение осуществлять деятельность и мышление, то мы закономерно придем к понятию «компетентность», или «компетенция», как одного из основных результатов обучения, требующего своей системы оценивания.Деятельность невозможна без новой системы оценивания.
Общие компетенции Владение устной и письменной коммуникацией;Математическая грамотность;Информационные технологии;Решение проблем;Компетенции, связанные с проектной деятельностью и научным исследованием;Управленческие компетенции;Поведенческие умения.
Ключевые компетенции Понимание учащимися любого рода устных и письменных текстов, а также любых знаковых моделей (теорий) и графических построений.
Понимание как комплекс мыслительных умений (операций) Умение формулировать основное содержание, заключенное в данном тексте, то есть умение интерпретировать;Умение определять основания идеи автора;Умение определять намерения автора;Умение формулировать свой смысл прочитанного или услышанного, основываясь на собственных представлениях, идеях или гипотезах;
Понимание как комплекс мыслительных умений (операций) Умение отличать в тексте форму от содержания идей;Умение анализировать текст, находить в нем те утверждения автора, которые несут идейный смысл;Умение извлекать необходимую информацию из разного рода зависимостей, выраженных в графической форме;Умение формировать и использовать понятия.
Компетенция: коммуникативные умения Умение формулировать цель своего выступления;Умение оценивать характер аудитории и выбирать язык и способы представления материала;Умение подбирать аргументы, адекватные для данной аудитории;Умение структурировать изложение;
Компетенция: коммуникативные умения Умение использовать иллюстрации, позволяющие лучше понять основную идею выступления;Умение держаться уверенно, говорить громко и четко;Умение использовать разные техники работы с аудиторией для достижения цели выступления;Умение осуществлять рефлексию своего выступления, выделяя его сильные и слабые стороны относительно поставленной цели.
Умения необходимые для работы с текстом Умение определять цель написания данного текста;Умение выделять основную мысль;Умение определять адресата текста;Умение отличать в тексте содержание от стиля;Умение формировать свое понимание прочитанного текста;
Умения необходимые для работы с текстом Умение выражать кратко содержание объемного текста;Умение находить в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание;Умение находить в тексте предложение, наиболее точно отражающее какое-либо качество человека – чувство, переживание, мысль.
Умения необходимые для работы с текстом (проект PISA) Умение приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения;Умение вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновывать ее, выбирая для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;Умение выбирать наиболее убедительные аргументы;Умение понимать зависимости, выраженные в графической форме;
Умения необходимые для работы с текстом (проект PISA) Умение извлекать нужную информацию из текста для решения практической задачи;Умение обобщать факты и делать выводы;Умение сравнивать объекты или информацию, представленную в той или иной форме, и делать на основе сравнения выводы;Умение различать мнения и факты в высказывании человека;
Умения необходимые для работы с текстом (проект PISA) Умение определять, к какой деятельности относится то или иное действие;Умение осуществлять выбор из нескольких альтернатив;Умение искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов;Умение определять причины поступков людей или явлений.
Вывод по проекту PISA Используемые задания позволяют оценивать наличие или отсутствие у школьников базовой способности самостоятельно решать различные практические ситуации, анализировать, обобщать, делать выводы на основе самостоятельно извлеченной информации, аргументировать свою точку зрения, то есть осуществлять мышление в деятельности и для деятельности.
Способы оценивания различных видов образовательных результатов
Способы оценивания различных видов образовательных результатов
Способы оценивания различных видов образовательных результатов
Вывод Содержание обучения (результаты) и система их оценивания ближе к компетентностной модели образования, чем к информационной («знаниевой»).
ФГОС. Раздел II.Требования к результатам освоения ООП НОО Итоговая оценка качества осуществляется образовательным учреждением.Предмет итоговой оценки – предметные и метапредметные результаты освоения ООП НОО.Компоненты итоговой оценки:результаты промежуточной аттестации;результаты итоговых работ.
ФГОС. Раздел II. Требования к результатам освоения ООП НОО Не подлежат итоговой оценке Ценностные ориентации обучающегося;Индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.Обобщенная оценка этих и других личностных результатов может осуществляться в ходе мониторинговых исследований.