Организация системы контроля качества образования в дошкольном образовательном учреждении Овечкина Т.А. – к.п.н.,руководитель Института детства СПб АППО
Основные нормативные документы, регламентирующие организацию контроля в сфере образования Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1(в редакции от 02.02.2011)(ст. 33.1 Лицензирование образовательной деятельности; ст. 38 Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования. Государственный контроль качества образования)Закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 года № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования»Письмо Министерства образования РФ от 10.09.1999 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» (приложение 3)Письмо Министерства образования РФ от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»
6. Распоряжение Комитета по образованию от 05.06.2002 № 29-р «Об органах самоуправления и общественного контроля государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» 7. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 31.01.2011 № 143-р «Об утверждении концепции развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге»8. Письмо Департамента стратегического развития Минобрнауки РФ от 28.10.2010 № 13-312 «Рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных органов управления образованием и образовательных учреждений».
Система контроля в сфере дошкольного образования 1.Государственный контроль качества образования (внешний контроль за деятельностью ДОУ): -Лицензирование образовательной деятельности ДОУ- Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования (текущий и внеплановый)Контроль за выполнением ДОУ Государственного задания (Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010 года)Публичные отчеты ДОУ2. Организация системы (внутреннего) контроля в ДОУ (административный, методический, медицинский, общественный).
Цели контроля в ДОУ: Исполнение требований законодательства РФ в области дошкольного образованияВыполнение Федеральных государственных требований по дошкольному образованиюВыполнение локальных актов ДОУИзучение и оценка качества образования, развития и оздоровления воспитанниковОценка качества дополнительных (образовательных) услуг ДОУПовышение эффективности результатов образовательного процесса, анализ результатов инновационной деятельностиВыработка предложений и принятие мер по устранению выявленных нарушенийАнализ и прогнозирование тенденций развития дошкольного образовательного учреждения
Принципы контроля: законностьреализация и защита прав участников образовательного процессаприоритетность качества образования и качества жизни воспитанниковгосударственно-общественный характер контроляоткрытость и доступность информации по результатам контроля
Основные формы контроля в ДОУ: Предупредительный контрольТематические проверки (одно направление деятельности) Комплексные проверки (два и более направлений деятельности)Оперативный контроль (текущий)Смотры, смотры-конкурсы- Вторичный контроль (выполнение предписаний, предложений проверок, рекомендаций аттестации педагогов, решений педсоветов, рабочих совещаний, смотров, предложений текущего контроля и др.)Система мониторинга (оздоровительной, образовательной , коррекционной работы с воспитанниками, работы с родителями воспитанников и др.)Система мониторинга планируемых результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДООтчеты педагогов и специалистов Творческие отчетыПубличный отчет дошкольного образовательного учрежденияДругие формы контроля
Формы государственно-общественного контроля в ДОУ: Общественное наблюдение (организация питания, медицинского обеспечения, создание условий, др.)Общественная экспертиза (программа развития ДОУ, основная общеобразовательная программа дошкольного образования, проведение конкурсов, материалы публичного доклада, разработка положений об органах государственно-общественного управления и др.)Публичный доклад о деятельности ДОУ
Документы и материалы по результатам контроля: Внешний контроль за деятельностью ДОУ(акты, справки, предписания проверяющих организаций)Внутренний контроль (административный, медицинский, методический, общественный): – справки проверок; справки смотров (конкурсов); - фиксирование текущего оперативного контроля (тетради, персональные карточки, протоколы педсоветов, протоколы рабочих совещаний); - материалы отчетов; материалы самоанализа; материалы итогового и промежуточного мониторинга развития детей (воспитатели, специалисты); материалы анкетирования педагогов, специалистов, родителей воспитанников и др.;- материалы публичного отчета ДОУ
Организация контроля в форме проверок: 1 этап – подготовительный – отражение в плане-графике контроля в годовом плане и плане работы учреждения на месяц, ознакомление сотрудников с планом-графиком контроля в начале учебного года, составление плана-задания проверки(памятки, схемы, анкеты и др. материалы для проверки), определение состава комиссии проверяющих (председатель и члены комиссии), привлечение (при необходимости) компетентных специалистов др. организаций, родителей воспитанников, определение объема проверки и методов проверки (документальный контроль, наблюдение, экспертиза, анкетирование и др.); распределение объема проверки среди членов комиссии в соответствии с компетенцией проверяющих; определение сроков проверки; издание приказа о проведении проверки; инструктаж, консультирование сотрудников по вопросам проверки
2 этап – основной – непосредственное проведение проверки в соответствии с планом-заданием (продолжительность – 5-10 рабочих дней)3 этап – заключительный – - оформление результатов проверки (справка) и ознакомление работников ДОУ с материалами проверки под роспись в течение 7 дней с момента завершения проверки;издание приказа по результатам проверки (поощрение, наказание, проведение вторичного контроля и др.)обсуждение результатов проверки на педсовете, общем собрании сотрудников, рабочем совещании, заседании родительского комитета и др.
Компетенция руководителя ДОУ при организации контроля: Планирование, нормирование, тематика контроля, определение состава комиссии проверяющих находятся в исключительной компетенции руководителя дошкольного образовательного учреждения
Основания для осуществления контроля в ДОУ: Плановый контроль – годовой план ДОУ (план-график контроля на год), плановые проверки органа управления образованием, надзорных органовВнеплановый контроль – Поручения и задания учредителяЗадания надзорных органовЖалобы и обращения родителей воспитанниковЧрезвычайная ситуация в ДОУ
Публичный доклад ДОУ Публичный доклад –аналитический публичный документ в форме периодического отчета образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование о состоянии и перспективах развития ДОУ (адресован широкому кругу читателей).Основные цели публичного доклада – согласование интересов всех участников образовательного процесса; обеспечение прозрачности функционирования ДОУ; информирование потребителей услуг о приоритетах развития ДОУ, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности.Особенности публичного доклада – аналитический характер текста (факты, данные, оценка, анализ), ориентация на широкий круг читателей, доступный стиль изложения, презентационный тип оформления, регулярность предоставления публичного доклада (раз в год).
Подготовка Публичного доклада: - Утверждение состава рабочей группы по подготовке публичного доклада;Сбор и подготовка необходимой информации для доклада (статистическая отчетность, материалы внутреннего и внешнего мониторинга деятельности ДОУ, отчеты и др. материалы, динамические сравнения данных по годам, месяцам);Определение информационного сопровождения публичного доклада (СМИ; сайты, печатное издание и др.)Обсуждение проекта доклада с привлечением коллектива ДОУ, общественности, родителей воспитанников
Информация для включения в Публичный доклад : 1.Общая характеристика учреждения.2. Организация образовательного процесса.3. Условия осуществления образовательного процесса.4. Результаты деятельности ДОУ.5. Кадровый потенциал.6. Финансовые ресурсы ДОУ и их использование.7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения.8. Заключение. Перспективы и планы развития.