Проектная деятельность, как один из видов обучения, способствующий самоорганизации и самореализации младших школьников с целью решения учебных задач. Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь. Китайская пословица.
«Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
«Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд». Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Организация проектно-исследовательской деятельности - Индивидуально или в группах;В рамках программы или дополнительно;В урочное или внеурочное время;В виде доклада, статьи, реферата и описательной работы.
Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов? Начальная школа – не просто место, где ребёнка должны научить читать, считать и писать (в конце концов, этому можно научиться и дома). Педагог получает возможность изменить позицию ребёнка в образовании и его отношение к учёбе.
Цели работы надметодом проектов: способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом; выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
УМК «Планета знаний». Проектная деятельность выступает как основная форма организации урочной и внеурочной деятельности и организуется в виде двух взаимосвязанных блоков работы: сбор сведений по теме проектной деятельности; работа над своими проектами, включенными в содержание темы.
Этапы проектной деятельности. 1 блок:знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор интересующих их аспектов;подготовка к сбору информации;сбор информации детьми;подведение итогов сбора информации и фиксация в форме мини-энциклопедии, картотеки и др.2 блок:знакомство детей с возможными проектами, выбор проекта для реализации;ориентировочное планирование этапов работы над проектами;реализация проектов;презентация проектов.
Рекомендуемые проекты. 1 класс. Окружающий мир.ШколаОдеждаРастенияЛюди и их занятия Литература.Загадки, считалки, скороговоркиСказкиРусский язык.АлфавитРусский язык – твой помощник Математика.Любимое числоСимметрия
Рекомендуемые проекты. 2 класс. Окружающий мир.Знание – сила.Мы живём в космосе.Жизнь леса.Наши питомцы.Литература.Устное народное творчество.Любимые писатели, произведения и герои.Русский язык.Как хорошо уметь грамотно писать.Летний проект «Мастерская слова».Математика.Вычислительные машины.Свойства площади.
Рекомендуемые проекты 3 класс. Окружающий мир.Освоение воздушного пространства человекомСохраним мир живой природыФизкультура и спортМой родной край Литература.Народные сказкиБасниРусский язык. Математика.Измерение времениЧто такое масса
Рекомендуемые проекты 4 класс. Окружающий мир.Моя РодинаИзучай и знай природу своего края Литература.Авторские сказкиРусский язык.Используем средства языка при общенииЯзык мой – друг мой Математика.Длина и ее измерениеГеометрические фигуры
Окружающий мир. 2 класс.Проекты по теме «Наши питомцы». Аквариумные рыбки.Пернатые питомцы.Всё о кошках.Всё о собаках.Источники информации:справочники,энциклопедии,видеофильмы,посещение музея, зоопарка.Проекты:сочинение «Мой любимый щенок»;фотоальбом «Человек заводит друга»;стенд «Наши питомцы»;выставка рисунков;придумай свой проект.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения.
Работать над проектом можно в рамках любой программы начальной школы, используя методическую помощь УМК «Планета знаний».