Научное педагогическое исследование ОЭР в педагогической практике
Научное педагогическое исследование Процесс формирования новых педагогических знанийВид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития
Сложность педагогического исследования Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явленийЗависимость педагогического процесса от личности педагога, исследователя и других субъективных факторовТрудности в использовании лабораторных методов исследования и замеров получаемых результатовОграниченность использования методов математической статистикиДостаточно обобщенный характер полученных выводов
Уровни педагогического исследования Эмпирический (практический)ТеоретическийМетодологический
Эмпирический уровень Устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерностиНакопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических факторов
Теоретический уровень Выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты
Методологический уровень На базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теорииИсследования этого уровня называют фундаментальнымиОни представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область
Методологические принципы НПИ Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами, причинамиЦелостный подход в изучении педагогических явлений и процессовИзучение явлений в его связях и взаимодействии с другими явлениямиИзучение явления в его развитии
Основные компоненты НПИ Тема исследования – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.
Основные компоненты НПИ Объект исследования – сфера (область) поиска. Объектами ПИ могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).
Основные компоненты НПИ Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.
Основные компоненты НПИ Проблема исследования – тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.
Основные компоненты НПИ Цель исследования – выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
Основные компоненты НПИ Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать0 и т.п.
Основные компоненты НПИ Гипотеза исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует.
Все компоненты должны быть между собой взаимосвязаны, одно вытекать из другого и им определяться
Логика научного Исследования(алгоритм) 1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования.2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.3. Составление списка литературы по проблеме исследования.
Логика научного Исследования(алгоритм) 4. Определение общей методики и методов исследования, базы исследования.5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строиться исследование).6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.
Логика научного Исследования(алгоритм) 7. Сбор констатирующего материала.8. Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипотезы-предположения о возможном способе разрешения возникающей проблемы.9. Разработка методики проверки гипотезы.
Логика научного Исследования(алгоритм) 10. Проведение ОЭР (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа).11. Проведение контрольных срезов.12. Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.
Логика научного Исследования(алгоритм) 13. Выработка практических рекомендаций.14. Оформление и литературная редакция текста.
Методы педагогического исследования Методы ПИ – способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Методы педагогического исследования Методика ПИ – упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретация полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Принципы отбора Методов исследования Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений.Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых.Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу.
Методологическим обоснованием методов ПИ в отечественной науке являются подходы ДеятельностныйЛичностныйСистемный
Группы общенаучных методов, используемых в педагогике Общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация.Социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг.Социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг.Математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.
Группы методов ПИ Теоретические сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы и документов; анализ базовых понятий исследования; методы причинно-следственного анализа изучения явлений; прогнозирование.
Группы методов ПИЭмпирические Методы сбора и накопления данных: наблюдение, опросы (беседа, анкетирование, тестирование, интервью); анализ документов и продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта и др.
Группы методов ПИЭмпирические Методы оценивания: самооценка, рейтинг методов обобщения независимых характеристик, педагогический кронсилиум и др.
Группы методов ПИЭмпирические Методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях: педагогический эксперимент (естественный, лабораторный; пилотный, констатирующий, формирующий); опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.
Группы методов ПИЭмпирические Методы контроля и измерения: шкалирование, срезы, тесты и др.Методы обработки данных: математические, статистические, графические, табличные и др.
Литература Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследованияВалеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследованияКовкина Ф.Н. Методика отслеживания хода и промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы Н.Н., 2000
Литература Новикаова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002.Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе. М.: АПКиПРО, 2002.Сиденко А.С. Нужен ли эксперимент практику?//Школьные технологии, 1997, № 1.Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента?//Директор школы
Литература Галеева Н.Л. Учитель в пространстве педагогического эксперимента//Биология в школе № 7, 2003.Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения//Дополнительное образование, 2002, №№ 4, 5, 8, 9
Литература Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. Для студентов и аспиратнов. М.: АПКиПРО, 2005.Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. М.: АПКиПРО, 2004.
Литература Диагностика учебных материалов. Методический сборник. Выпуск 6. М., 1994Апробация учебной литературы. Информационный сборник. Выпуск 5. М., 1994.Шкабара И.Е. Роль аналитической деятельности в педагогическом мониторинге//Мониторинг образовательного процесса, 2003, № 6