Экспериментальная и инновационная работа с курсом «Проектная деятельность» в начальной школе Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной поддержки образования МИОО, к.п.н., доцент
Курс «Проектная деятельность» для 2 – 4 классов начальной школы разработан творческим коллективом лаборатории МИОО и ЦО № 775.
Эксперимент и инновация Инновация – внедрение нового, новшествоЭксперимент – апробация нового, ранее неизвестногоДля школ, начинающих сегодня работать с курсом «Проектная деятельность», начинается инновационная деятельность.
Методический консультационный центр поддержки инновацииНаходится в ЦО № 775
Внешняя поддержка инновационной работы со стороны: Вышестоящих органов управленияАдминистрации школыКоллег из методического объединенияДетей и их родителейЦентра, транслирующего инновациюМетодических служб городаПедагогического сообщества учебного проектирования
Московский институт открытого образования и Педагогическое сообщество учебного проектирования Семинары для продуктивного общенияПубликации об опыте инновационной работыКурсы повышения квалификацииСайт информационно-методический и рассылкаКонсультативная методическая помощь групповая, индивидуальная, с выездом в школу, в ЦО №775, по телефону, по переписке, на форуме сайтаРазмещение проектов в Базе данных
Методический консультационный центр поддержки инновации в ЦО № 775 Поддержка через семинары в течение учебного года Обеспечение учебными и методическими материалами Мастер-классы на уроках в 4-ом классе Повышение квалификации на курсах «Проектная деятельность в начальной школе» (36 часов)
Экспериментальный 3 Б класс ЦО №775,учитель Швец С.В. и сотрудники МИОО Пахомова Н.Ю. и Денисова И.В.
Учебно-методическое обеспечение Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 2 класс. — М.: ИЦ «Маска», 2008. Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 3 класс. — М.: ИЦ «Маска», 2009. Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 4 класс. — М.: ИЦ «Маска», 2010.
Учебные пособия курса «Проектная деятельность» Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2 класса. — М.: ИЦ «Маска», 2008. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 2 класса. — М.: ИЦ «Маска», 2008. Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2 класса. — М.: ИЦ «Маска», 2009. Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 2 класса. — М.: ИЦ «Маска», 2009.
Готовность учителя к проектной деятельности учащихся К сожалению, зачастую учитель : не владеет проблемным методом,не использует диалог с классом,мало дает самостоятельности ученикам, использует жесткое и непосредственное управление учебной деятельностью,гасит активность детей, выходящую за рамки подготовленного сценария урока,не использует имеющиеся знания и опыт учеников,не работает по ситуации.
Готовность учителя к проектной деятельности учащихся К счастью, собравшиеся здесь учителя: новаторы, творческие, ищущие натуры, чувствуют и понимают проблемы образования, любят детей, понимают их нужды и запросы, не боятся трудностей при введении новшества, готовы к самообразованию, самосовершенствованию, считают делом чести принадлежать к Педагогическому сообществу учебного проектирования.
Подготовка учителя к проектной деятельности учащихся Для того чтобы обучать детей проектной или любой другой деятельности, необходимо уметь: организовать деятельность, создать необходимую мотивацию, добиваться формирования необходимых умений и усвоения способов действий, добиваться методологического уровня освоения содержания, коим является деятельность, формировать рефлексивные умения, формировать самооценку у учащихся.
Подготовка учителя к проектной деятельности учащихся Учитель должен овладеть технологией проектирования и активно использовать ее в профессиональных и повседневных ситуациях. Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод для активного его использования в образовательной практике. Учитель начальных классов должен понимать, что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для компетентностной составляющей образования детей.
Курс «Проектная деятельность» помогает организовать деятельность учащихся;формировать необходимые умения для проектной деятельности;выходить на методологический уровень усвоения способов действий;освоить технологию проектирования и применять как универсальный способ для решения различных проблем;рефлексировать и давать самооценку результатам и ходу своей деятельности.
Курс «Проектная деятельность» Рассчитан на 3 года обучения во 2, 3 и 4-ом классах по 1 часу в неделю.Структура каждого урока содержит: интерактивную часть с фронтальной организационной формой – диалог учителя и учащихся, коллективную часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель консультант,презентативную часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель эксперт обобщения и резюме.
Курс «Проектная деятельность» Построен на основе системы заданий, которые шаг за шагом позволяют поступательно осваивать новые умения, действия, способы действий. В системе заданий курса нельзя пропускать какие-либо задания, т.к. они выстроены в определенной логической последовательности. Разнообразие тем и проблемных ситуаций заданий курса позволяют усвоить универсальность изучаемого подхода к решению проблем. Использование разнообразных знаковых систем для фиксации результатов планирования, проектирования позволяет усваивать суть, а не запоминать форму записи.
Учителю апробатору придется: Организовать по возможности съемку видео на уроках или фотографированиеПроводить записи в дневнике апробатора(структурированная тетрадка на печатной основе)Выступать на семинарах, давать мастер-классы для коллегПроводить диагностику психолого-педагогического наблюдения (по предложенной методике)
До встречи на страницах учебно-методического комплекта курса «Проектная деятельность»Желаю творческих успехов! Спасибо за внимание