Муниципальное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»(МОУ СОШ №1) Здоровьесберегающая деятельность в начальной школеУчитель начальных классовПеченюк Л.В.Чита, 2010
Печенюк Людмила Викторовна Краткие сведения о себеОбразование высшее, закончила Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г.Чернышевского в 1986 году, факультет педагогики методики начального обучения;Стаж работы по специальности – 24 года;Учитель высшей категории.Область профессиональных интересов: Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.Формирование экологического сознания учащихся начальных классов.Здоровьесберегающая деятельность в учебно-воспитательном процессе.Проектная деятельность на уроках окружающего мира.Хобби и увлечения:Дача, разведение комнатных растений.
Мое педагогическое кредо: Найти подход к каждому ученику, разжечь в нем жажду познания;Видеть в каждом ребенке личность;Доводить все задуманное и начатое до логического завершения, приучать к этому детей.
Теоретическое обоснование Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
Теоретическое обоснование Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.
Необходимость здоровьесберегающих технологий обусловлена: потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании;школьная система в своем догматическом виде функционирует для того, чтобы учащиеся усвоили ЗУНы любой ценой, даже ценой их собственного здоровья;чтобы образовательные технологии стали действительно здоровьесберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги приходили в школу с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования.
Здоровьесберегающее обучение: направлено на – обеспечение физического, психического и социального здоровья учащихся;достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии;приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; росту учебных достижений.
Основные принципы построения здоровьесберегающих образовательных технологий: Вера в ребенка;Отсутствие прямого принуждения;Положительное стимулирование;Терпимость к недостаткам;Создание ситуации успеха;Требовательность на основе доверия;Развитие потенциальных возможностей;Творческая активность;Закаливание.
Критерии достижения качества в начальной школе Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка, развитие его базовых способностей;Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;Создание комфортной ситуации в обучении.
Практика применения Организация урокаВыполнение гигиенических требований (чистота, проветривание, готовность к началу урока, посадка учащихся в соответствии рекомендациями медицинского работника, рабочая поз ученика);Обязательные физкультминутки (2…3 минуты).Физкультминутки должны быть направлены на активизацию мышц головы, конечностей (против застойных реакций кровообращения), глаз (для профилактики переутомления), моторики руки.Структура урока подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Урок включает 4 фазы: – первая фаза врабатывание (3…5 минут, нагрузка должна быть минимальной); – вторая фаза – максимальная нагрузка; – третья фаза – утомление; – четвертая фаза – «конечный порыв», закрепление изученного материала, повторение узловых моментов урока.На уроке предполагается рациональное чередование разных видов деятельности.
Практика применения Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10…15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.В состав упражнений для физкультминуток я включаю:упражнения по формированию осанки;укреплению зрения;отдых позвоночника;упражнения для ног.
На уроках письма использую упражнения на развитие мелкой моторики, гимнастику для пальчиков Пальцевые упражнения влияют на речевое развитие ребенка, его работоспособность, внимание и умственную активность.Регулярные занятия пальцевой гимнастикой помогают придать пальцевым движениям ребенка согласованность, а также обеспечивают стимулирование важнейших зон в коре головного мозга.
Классные мероприятия в рамках здоровьесберегающих технологий Классные часы (примерная тематика):Режим питания школьникаНе дай гриппу испортить тебе жизньПредупреждение несчастных случаевВоспитывай свой чувстваКак нужно заботиться о своем организмеОсанкаДобрая дорога детства (о безопасности дорожного движения) Проведение тематических родительских собраний:Разъяснительная работа с родителями.Помощь детям и их родителям в адаптационный период.Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
Выводы Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Результаты исследований опубликованы в следующих работах Печенюк, Л.В. Экологическое образование и воспитание младших школьников. / Л.В. Печенюк // Вестник международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (приложение). Материалы I международной научно–практической конференции «Ресурсосбережение и возобновляемые источники энергии: экономика, экология, опыт применения». – СПб. – Чита, 2008. – Т.13. – №3. – С. 269 – 271.Печенюк, Л.В. О применении здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе. / Л.В. Печенюк // Забайкальские социологические чтения: материалы IV Всероссийской научно–практической конференции. – Чита: ЧитГУ, 2008. – С. 205 – 208.Печенюк, Л.В. Здоровьесберегающие образовательные технологии как социальная составляющая проблем ресурсосбережения. / Л.В. Печенюк // Энергетика в современном мире: материалы IV Всероссийской научно–практической конференции. – Чита: ЧитГУ, 2009. Ч. II– С. 254 – 259.Печенюк, Л.В. Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе. / Л.В. Печенюк // Вестник международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (приложение). Проблемы безопасности жизнедеятельности Забайкальского края. – СПб. – Чита, 2009. – Т.14. – №3. – С. 127 – 129.Печенюк, Л.В. Проектно–исследовательская деятельность в рамках экологического воспитания и образования младших школьников. / Л.В. Печенюк // Безопасность жизнедеятельности в третьем тысячелетии: сборник материалов IV международной научно-практической конференции. В 2-х т. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009 – Т.2 – С. 313 – 315.
Результаты исследований опубликованы в следующих работах Печенюк, Л.В. Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе. / Л.В. Печенюк // Воспитание и социализация школьников и воспитанников учреждений дошкольного и дополнительного образования в современных условиях: проблемы и опыт их решения. Материалы городской научно-практической конференции. – Чита, 2010. – С. 373 – 376. Печенюк, Л.В. Проектно-исследовательский подход при формировании экологической культуры младших школьников. / Л.В. Печенюк // Вестник международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (приложение). Материалы II международной научно-практической конференции «Ресурсосбережение и возобновляемые источники энергии: экономика, экология, опыт применения». – СПб. – Чита, 2010. – Т.15. – № 4. – С. 15 – 17.