Педагогические технологии Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором все действия находятся в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.Материалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество»
Три основные группы педагогических технологий: Технологии объяснительно - иллюстративного обученияЛичностно - ориентированные технологии обученияТехнологии развивающего обученияМатериалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество»
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения. Просвещение обучающихсяНизкий уровень навыков общения;Невозможность развернутых ответов ссобственной оценкой ученикомрассматриваемого вопроса;Недостаточное включение слушающих ответв общее обсуждение.«Педагог обычно спрашивает учеников о том, что он знает, а обычно человек спрашивает о том, чего он не знает».С.Т.ШацкийМатериалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество»
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения. Доминирование обучения над учениемОсновные функции учителя:Информирующая (рассказать)Контролирующая (заставить выучить)Оценивающая (оценить усердие)Материалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество»
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения. Единообразие и консерватизм содержания и форм «Развитые забывают неразвитых, учителю трудно работать в такой пестрой группе, он невольно предъявляет к слабому более высокие требования. Неграмотные привыкают в первые же дни в школе быть последними людьми своего коллектива. Товарищи относятся к ним пренебрежительно. Мы считаем, что это очень вредно. Ставить слабого в одни условия с сильным, значит создавать неравенство».Блонский П.П.Материалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество»
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения Регламентированное исполнительствоУчитель - исполнитель заданного программой, учебным планом и методикой.Ученик - объект воздействия.Учитель работает на механизмах восприятия и памяти, стимулируя послушание и исполнительство.Формирование личности с заданными свойствамиПревознесение внешних показателейНадзор вместо управленияМатериалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество»
Урок в объяснительно-иллюстративном режиме обучения Сильные стороны:Организационная четкость педагогического процессаСистематический характер обученияИдейно-эмоциональное воздействие личности учителяна учащихсяРазносторонность и обилие информации, богатоеиспользование наглядности, технических средствобучения.Материалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество»
Урок в объяснительно-иллюстративном режиме обучения Слабые стороны:Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьниковПреобладание фронтальных форм работы, уравнительный подход к школьникам, равнение на среднего ученика, невозможность учитывать индивидуальные особенности ученика.Шаблонное построение урока и одинаковая его продолжительность.Действия, в основном, репродуктивного характера, субъект - объектный характер отношений между учеником и учителем. Ученик - подчиненный объект обучающих воздействий.Монологическая форма обучения - учитель активен, ученик - пассивен. Большую часть времени урока действует учитель. Нет возможности организовать самостоятельную познавательную поисковую деятельность учащихсяПеренос всей тяжести работы по усвоению нового учебного материала на домашнюю подготовку. Чрезмерный объем домашних заданий.Материалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество»
Негативные последствия использования объяснительно-иллюстративных технологий Репрессивная среда в школеСоциально - психологические последствия принужденияПсихологическое состояние учителя в режиме принужденияПсихологическое состояние ученика в режиме принужденияПодмена внутренней мотивации стимулированиемЗабвение личностного развитияОтсутствие реального воспитания личностиПоследствия подмены воспитания просвещениемЧрезмерная затратность педагогического процессаМатериалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество»