Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО). Учитель СБОМСКОУ «Целинная СКОШИ»:Штефан Э.И.2 квалификационная категория
Цель предмета:Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в социуме
Изменения в жизни общества вызвали необходимость возрождения социального статута семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений. В специальных школах – интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, без необходимых нравственно-эстетических знаний и практических навыков. А некоторые дети вообще не имеют представление о многих семейных, житейских и бытовых проблемах. Все это способствует развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей.
Задачи предмета:1. научить детей правилам ведения семейного хозяйства;2. сформировать знания о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам;3. коррекция (выравнивание) личностного развития ребенка и подготовка его к самостоятельной жизни.
Для социализации учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Дети с ограничениями в здоровье испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему миру, усвоению общепринятых норм поведения. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семье домашнее хозяйство ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких безобразных условиях сложно. Поэтому, именно учитель на уроках СБО способствует формированию у школьников системы социально-бытовых знаний, достаточных для того, чтобы интегрироваться в обществе.
Выпускники школы-интерната, вступая в самостоятельную жизнь должны уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки в следующих областях: личная гигиена, уход за жилищем, уход за домашними животными, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Включены разделы: «Питание», «Дом, семейные отношения», «Досуг и организация его в семье» и т.д. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают им самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих, и их помощи в повседневной жизни. Чтобы обучение у таких детей было более успешное все уроки в специальных школах – интернах направлены на развитие коррекции познавательной деятельности на основе упражнений и классификаций, осуществляется дополнительный анализ обработанной информации.ПРИМЕРЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ СБО:
Коррекционно-развивающие задания Допишите предложения, используя слова для справок:Соломенную шляпу носят…Меховую шапку надевают…Фетровую шляпу можно надевать…В вязаной шапке ходят…(зимой, весной, летом, осенью)
Выберите и отметьте галочкой средства для чистки кожаной обуви: Крем для обувиВодоотталкивающий кремГубка для обувиГубка для посудыЗащитный крем для рук
Обозначьте цифрой порядок этапов ухода за кожаной обувью: Отполировать бархатной тканьюНанести кремПочистить обувной щеткойОтчистить от пыли и грязи
ОДЕЖДА
Виды одежды по назначению
Животные в квартире Составьте описание вашего питомца.1. Назовите предметы ухода за вашим питомцев.2. В какие игры ты играешь со своим питомцем.
Интегрированный приемУжин – ужи на ужин?
п п
Урожай – Земля рожает урожай
УбираетМоетПротираетполиваетУход за жилищем
… суда … бед… газин Угадай слово
Линейные кроссворды
С учетом всех этих подходов, которые могут быть основой организации учебной и воспитательной работы в условиях коррекционной школы интерната, и происходит процесс вхождения ребенка в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и приобретение им социальных связей.
Люби детей! Защити и любовью и правдой!Не навреди!Научи ребенка думать и любить!Каждый ребенок нуждается в заботе, а наш ребенок - особенно. Воспитывай, опираясь на природу ученика, щади его здоровье. Учи его всему от простого к сложному.Сохрани преемственность в обучении и воспитаний.Педагог автор своей программы, системы воспитания. Педагог учит другого до тех пор, пока учится сам.