«Деятельность педагога-психолога по выявлению и поддержанию одаренных детей в начальной школе» Педагог-психолог МБОУ № 68 Жукова Ольга Геннадьевна
Цель психологического сопровождения: Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей. Одаренность "системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми"
Задачи совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения; содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия); развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. психологическое просвещение родителей одаренных детей.
Одаренные дети: Быстро и рано усваивают знания по интересующей области. Прекрасно контролируют, оценивают собственную деятельность. Стремятся работать индивидуально, яро отстаивают свою независимость, склонны к индивидуализму. В умственном, интеллектуальном плане они прекрасно развиты; обладают хорошей памятью. Стараются общаться с другими одаренными людьми. Эти дети способны легко приобретать интеллектуальный, практический опыт.,
Проблемы одаренных детей (некоторые из них, встречающиеся только в начальном звене) Проблемы общения Проблема волевых навыков или саморегуляции Личностная проблема Потребность во внимании взрослых
Направление работы с одаренными детьми психологическая диагностика производится отбор учащихся с высокими или выше среднего уровнем способностей; профилактического направления, производится сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей; коррекционного и развивающего направления, производится коррекция проблем, характерных для одаренного ребенка.
Работа с учителями школы по сопровождению одаренных детей 1.Строится в формах просвещения: Проведение цикла семинаров под названием «Педагогика одаренных детей» выключающие тематику «Особенности работы с одаренными детьми», «Методика работы с одаренными детьми» 2. Консультативное направление в формах индивидуальных и групповых консультаций по проблемам обучения одаренных детей, ознакомление с результатами проведенных, исследований с одаренными детьми
Работа с родителями ведется в основном в двух направлениях консультирование, просвещение и развитие. В рамках просвещение и развитие с родителями запланирован цикл занятий с элементами тренинга по проблемам воспитания и обучения одаренных детей. Обеспечение психолого-педагогической помощи родителям одарённых учащихся (проведение консультации, выступление на родительских собраниях )
Сказка о «нежных теплышках». Задание придумать конец сказки по кругу, каждый присутствующий произносит по одной фразе, продолжение сказки. Время выполнения 10 минут
Упражнение на сохранение психофизиологического здоровья «Перекрестно-параллельная ходьба на месте» Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Сделать 8–12 таких шагов
Упражнение на сохранение психофизиологического здоровья «Шапка для размышления » «Надеть шапку», то есть ученики должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, при этом ученики проговаривают пословицы «Здоровье сгубишь - новое не купишь», «Болен - лечись, а здоров - берегись», «Береги платье снову, а здоровье смолоду»…….
«Коллективная картина» Задание дорисовать коллективную картину и дать название. Время выполнения 15 минут
«Применение предметов» За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет. Время выполнения 10 минут
Этап рефлексии (5-8 минут) Заполнение бланка рефлексии Поделитесь своими ощущениями, впечатлениями, когда вы были в роли одаренного ученика? Поделитесь своими ощущениями, впечатлениями, когда вы были в роли родителя одаренного ребенка? Ваши ощущения, впечатления, пожелания в целом от работы на данном мастер классе