Тема по самообразованию: Внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.Учитель русского языка и литературы Потанинской средней школыАхлюстина Любовь Перфильевна
Творческие мастерскиеМастерские—иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология , разработанная «Фран-цузской группой нового образования»,удивляет своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.
На мастерской внимание ребят направлено на задания: через задания, логическую структуру мастер осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индиви-дуальную и групповую работу.
Атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и Мастера, работа с дидактическим материалом, связь с другими видами искусстваспособствуют развитию индивидуальности, дают толчок творческому процессу создания текста. Французские педагоги выдвинули лозунг: «Все способны!»
Мастерская—это технология, требующая от учителя на позиции партнерства с уч-ся—приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников в процесс поиска, познания и самопознания. Мастерская имеет свои принципы,свой алгоритм работы.
Мотивационный этап отражен в предъявлении индуктора—побудителя познавательной деятельности. Индуктор помогает пробиться через опыт, через заслон своих знаний. Прозреть, увидеть, озадачиться—вот желанная цепочка действий, в которую учитель вовлекает ученика, придумывая индуктор.
Мотивацию усиливает и афиширование—предъявление своих планов, идей, результатов работы; заканчивается мастерская рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Развивающее обучение на уроках русского языка.Проблема развивающего обучения выдвигает задачу точного и четкого определения типов и содержания упражнений по русскому языку, нацеленных на более эффективное совершенствование мыслительных и речевых способностей учащихся и повышение их речевой культуры
Процесс усвоения знаний и приобретения необходимых речевых умений и навыков включает в себя ряд синтагматических компонентов, т.е.последовательно идущих друг за другом стадий обучения в рамках отдельных разделов, тем и вопросов.
Такими стадиями являются:1.понимание сущности данной категории языка и первичное усвоение языкового понятия.2.углубление первоначальных знаний и завершение формирования понятия о данном явлении языка.3.включение вновь усвоенных теоретических сведений и
приобретенных навыков и умений в систему ранее изученного и их закрепление в языковом сознании и языковой практике учащихся.4.совершенствование практических умений и навыков, связанных с опознанием, выделением и оценкой изученной категории на основе ее сопоставления с другими.
5.Наблюдения над особенностями употребления данной категории в текстах разных стилей и жанров.6.речевое творчество в рамках определенных жанров и стилей речи с использованием разнообразных видов заданий на частично или полностью самостоятельное создание миниатюр и текстов.
Дифференцированный подход в обучении русскому языкуДифференцированное обучение –это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.
«Эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников»психолог Н .А. Менчинская
Школа должна дать возможность каждому получить общеобразо-вательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, класс лучше разделить на группы с учетом психологических особенностей, характера каждого ученика.
Дифференцированный подход приносит положительные результаты:-уменьшается нагрузка на детей, которым физически трудно учиться-решается проблема неуспеваемости, каждый учится так, как может, улучшается психологический климат
-становится реальностью усвоение общеобразовательного минимума.Почти каждый класс можно разделить на три группы:ученики с высокими -средними- низкими учебными возможностями.Критериями деления являются:-объем имеющихся знаний;-культура умственного труда;
-уровень познавательной активности;-способность к абстрактному мышлению;-умение анализировать и обобщать;-утомляемость;-уровень самостоятельности-уровень работоспособности
Схема урока дифференцированного обучения1.Совместная постановка задачи.2.Дифференцированное повторение необходимого материала.3.Совместное изучение нового материала.4.Дифференцированное закрепление.
5.Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.6.Общая проверка усвоения материала.7.Дифференцированное домашнее задание.