Приёмы здоровьесберегающих технологий в начальной школеУчитель МОУ СОШ №29 Варламова Т.Ю.
"Высокоразвитый человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях".
Ослабленное здоровье учащихся школ - одна из ключевых проблем педагогического сообщества. Вопросами сохранения и укрепления здоровья учащихся необходимо заниматься каждому педагогу.Проанализировав данные медецинских карт учащихся при поступлении в первый класс, я пришла к выводу, что одной из главных проблем учащихся в моём классеявляется нарушение осанки.
Поэтому в своей работе считаю необходимым применять приёмы здоровьесберегающих технологий, обеспечивающие школьнику возможность сохранить и укрепить своё здоровье, сформировать знания, умения научить использовать полученные знания в повседневной жизни.В частности, проводить систематическую работу по исправлению, формированию, укреплению осанки учащихся в урочное и внеурочное время.
Система работы по охране здоровья и воспитанию здорового образа жизни учащихся:выполнение гигиенических условийв классе;использование на уроке индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;осуществление личностно-ориентирован-ного подхода;внедрение игровых технологий на уроке;контроль числа видов учебной деятель-ности;
использование компьютерных технологий, ТСО;проведение физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, минуток релаксации, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, точечного массажа кистей рук и ушных раковин;
вовлечение учащихся в занятия в спор-тивных секциях;проведение классных часов, бесед на уроках по данной теме;проведение внеклассных мероприятий: похо-дов, экскурсий, праздников и т.п.,способству-ющих воспитанию здорового образа жизни учащихся;
организация работы с родителями по данной теме: проведение родительских собраний, совместных с уч-ся культурных воспитатель-ных мероприятий; создание положительного эмоциональногонастроя учащихся на урок, благоприятного психологического климата в классе.
Личностно-ориентированный урок в 1-омклассе по теме: «Правильная осанка, её значение для здоровья и хорошей учёбы» Дидактическая цель урока:всестороннее гармоничное развитие личности уч-ся;создание условий для проявления познавательной деятельности уч-ся.Задачи урока:обучающие:сформировать знания о правильной осанке, её зна-чении для здоровья и хорошей учёбы, способах еёконтроля;
познакомить с комплексом упражнений для форми-рования правильной осанки «Журавлики»;дать практические навыки по данной теме;развивающие:развивать двигательные качества уч-ся;развивать произвольное внимание, восприятие;воспитывающие:воспитывать серьёзное отношение к своему здо-ровью (осанке);воспитывать дружелюбие, ответственность, само-стоятельность, дисциплинированность,отзывчивость по отношению друг к другу.
Оборудование:плакаты по теме;индивидуальные мешочки с песком для форми-рования правильной осанки;музыкальное сопровождение.Организационный момент. Создание положи-тельного эмоционального настроя учащихся наурок.
2. Создание проблемной ситуации. Введение уч-ся в диалог. Мотивация.3. Актуализация личностного опыта уч-ся.Поиск решения.4. Совместное время целеполагание. 5. Актуализация личного опыта уч-ся:А) контроль осанки ( 2 способа );
Б) разминочные упражнения в движении;В) комплекс упражнений, предложенных детьмиразной степени сложности в положении стоя и лёжа.6. Презентация новых знаний с учётом пред-почтений.7. Обратная связь по особой форме.
Комплекс упражнений с мешочками на осанку «Журавлики»Исходное положение – стоя, руки на пояс, мешочек на голо-ве. Поднимаясь на носки, отвести локти назад, прогнуться.Вернуться в исходное положение.2. И.п. – стоя, руки в стороны, мешочек в правой руке. Поднявсогнутую в колене правую ногу, опустить руки, коснувшисьмешочком пятки, переложить в левую руку, вернуться висходное положение.3. И.п. – стоя, ноги врозь, руки вниз, мешочек на голове. Пово-рачивать туловище влево, руки в стороны, вернуться в И.п.Вправо, И.п.4. И.п. – на коленях, мешочек на голове. Выпрямляя левуюногу, поднять её назад, вернуться в И.п. Вправо, И.п.5. И.п. – стоя, руки вперёд, мешочек на голове. Присесть направой ноге. Левую ногу отвести назад. Вернуться в И.п. и т.д.6. И.п. – стоя, руки на пояс, мешочек на полу. Прыжки: четырепрыжка на двух ногах, четыре - на левой ноге, четыре – надвух ногах, четыре – на правой ноге.
8. Применение и закрепление знаний.9. Релаксация под музыкальное сопровождение.10. Обратная связь и коррекция. Рефлексия.11. Итоговый контроль.