Презентация рабочих программ. Шитикова Ольга НиколаевнаПедагог-психолог МОУ «СОШ №16»I квалификационной категории
Рабочая программа по развитию и коррекцииЭмоционально-волевой сферы( 1 класс) Эмоционально-волевая сфера – сложный феномен психической жизни человека. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы. С каждым годом увеличивается число поступающих детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Наиболее уязвима по отношению к несбалансированным условиям именно эмоционально-волевая сфера. Статус эмоционально-волевой сферы, как первичной формы «психической жизни», предполагает выполнение охранной функции.
Организация занятий.Занятия проводятся с группой, состоящей из 3-5 человек, 1-2 раза в неделю.Длительность занятия от 20 до 30 минут в зависимости от желания и работоспособности детей Все занятия имеют общую структуру:1. Вводная часть, цель которой - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.2. Рабочая часть, на нее приходится основная нагрузка всего занятия (этюды, упражнения, игры направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы).3. Завершающая часть, цель которого является закрепление положительных эмоций от работы на занятии (создание общего рисунка, релаксация).
Критерием эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы с детьми может служить:умение детьми справляться со своими страхами и стрессамиумение контролировать свои действия и поведениеразвитие способности к дифференсации эмоциональных состоянийразвитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей.
ЗАНЯТИЕ 6.“ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.1. Упражнение “ Росточек под солнцем”См . 1 занятие.2. Упражнение “Смелые ребята”Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.3. Упражнение “ Азбука страхов”Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
4. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное.5. Упражнение “ На лесной полянке”Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашкиЗвучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)6. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу”Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими криками . Можно громко стучать по подушке палкой.7. Упражнение “ Я тебя не боюсь”Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!”Упражнение “ Горячие ладошки”
Программа «Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста». (2-4 класс) Цель программы: Коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста, которые вызваны внутриличностными конфликтами, способствующие формированию низкой самооценки.
Задачи программы:1) Развитие коммуникативных навыков и позитивного восприятия себя и других.2) Снижение эмоционального напряжения.3) Уменьшение тревожности.4) Воспитание уверенности в себе.5) Повышение активности и самостоятельности детей.6) Оказание помощи в выражении реальных чувств. Программа включает в себя 21 занятие, методически составлены по схеме предложенной М.И.Чистяковой, занятия проводятся с частотой 1-2 раза в неделю по 25-30 минут.
Программа имеет три этапа: первый этап – ориентировочный (4 занятия) знакомство, создание положительно эмоционального фона в группе. Второй этап – реконструктивный (11 занятий) удовлетворение потребности в признании, через построение полного образа самого себя, преодоление неприятных для ребенка свойств характера. Третий этап – закрепляющий (5 занятий) развитие навыков произвольности, отработка нового опыта общения, закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому, закрепление уверенности в себе.
ЗАНЯТИЕ 1.I часть: 1 этюд: Дружба начинается с улыбки.Цель: Создание эмоционально – благоприятной обстановки в группе.2 этюд: «Игровое имя».Цель: Знакомство и отражение ребенком своей собственной индивидуальности.3 этюд: «Клубочек».Цель: Выявление детей с затруднениями в общении.II часть: 4 этюд: «Цветок»Цель: Пантомимическое выражение эмоций удовольствия 5 этюд: «Встреча с другом»Цель: Выражение эмоции радости.«Минута малости».
III часть: 6. этюд: Игра «Секрет».Цель: В диагностическом смысле: выявлении детей с затруднениями в общении.7 этюд: Игра «Жмурки».Цель: Снятие настороженности ребенка, и выявление самостоятельной исходной активности.8 этюд «Осенние листочки».Цель: выразительности жеста, успокоение.IV часть:9 этюд: «Фея сна».Цель: Снятие психоэмоционального напряжения. Расслабление.
Элективный курс « Психология общения» Образовательная область « Психология общения» призвана познакомить учащихся 11 класса с основами психологических знаний, направленных на развитие определенных качеств личности, формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности, развития эмпатии, целепологания, умение моделировать свое будущее
В курсе « Психология общения» больше внимания отводится на активные формы работы, в связи с тем что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развития социальной компетентности. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, проигрывания ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов. Чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа. Конструктивного ведения диалога.
Через предмет «Психология общения» реализуются все содержательные линии образования ГОСТа, так же идет реализация всех принципов программы наблюдения: персонифизация, индивидуализация, проблематизация, диалогизация.Уровень образованности отслеживается через проведение контрольных, творческих работ и практических занятий, через проработку дополнительного материала, подготовки докладов и рефератов.
Форма и содержание контроля. 1. Промежуточный контроль- рейтинговая оценка знаний учащихся2. Промежуточный контроль – в виде социально-психологической диагностики.3. Форма итогового отчета –самопрезентация.
Механизм оценивания результатов. 1. Владение проблематикой2. Владение понятиями3. Владение правилами и приемами4. Проверка навыковДля проведения занятий отводится 34 часа в год, соответственно 1 час в неделю.
Учебно - методический комплекс. Программа:1.Министерство Общего и Профессионального образования Российской Федерации «Программа для студентов ВУЗа коммерческих специальностей» Москва, Просвещение 2004г.2.Программа курса для старшеклассников по психологии общения в среднихобщеобразовательных школах, лицеях, гимназиях. Оренбург, 2003г.Программа адаптирована и скомпанована для старшеклассников выпускного класса средней (полной) общеобразовательной школы.
Литература:М.В.Колтунова Деловое общение.- М.Логос, 2005гМ.И. Тимофеев, Деловое общение, - М.РИОР, 2004г.А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Т.Коновалова Этика деловых отношений - М. Просвещение, 2003г.Л.В. Понаморенко, Р.В. Бел оу сова Основы психологии для старшеклассников: В 2 ч.-М.ВЛАДОС, 2003г.- 4.2 Психология общения 11 класс.Дополнительная литература:Г.В.Бороздина Психология делового общения -МД998Т.Д. Григорьева Основы конструктивного общения, -Новосибирск, 1997Ю.М. Забродин. М.В. Попова Психология в школе: экспериментальный учебный курс -МЛ 997г.
Задачи, стоящие перед учителем. 1. Создание условий для самостоятельного самоопределения личности.2. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся.3. Использование полученных знаний в нестандартных жизненных ситуациях.4. Сознание оптимального технологического режима образовательного процесса.5. Совершенствование аналитических навыков.6. Совершенствование инструментария по отслеживанию достижений обучающихся в соответствии с требованиями ГОСТа.7. Развитие программно-методического обеспечения образовательного процесса
Раздел 1 Общение как инструмент деловых отношений Тема1 Введение в психологию как науку лекция1Тема 2 Общение-понятие, цели и функции -лекция1Тема 3 Практика общения - практика1Тема 4 Стороны общения -лекция1Тема 5 Коммуникативная культура в деловом общении -лекция1Тема 6 Практика коммуникативной культуры в общении -практика1Тема 7 Виды делового общения -лекция1Тема 8 Методы управления общением -практика1
Раздел 2 Вербальное общение Тема 9 Основы вербального общения -лекция1Тема 10 Речь -лекция1Тема 11 Практика вербального общения -практика1
Раздел 3 Невербальное общение Тема 12 Основы невербального общения - лекция1 Тема13 Кинесические особенности невербального общения – лекция 2 Тема 14 Визуальный контакт -лекция1 Тема 15 Проксемические особенности невербального общения -лекция2Тема 16 Практика вербального и невербального общения -практика2
Раздел 4 условия и технологии эффективной коммуникации Тема 17 Механизмы воздействия в процессе общения -лекция1Тема 18 Особенности влияния на других -лекция1Тема 19 Приемы расположения к себе. Самопрезентация -практика1
Раздел 5 Трудности и дефекты общения Тема 20 Трудности в общении -лекция1Тема 21 Конфликты, структура, типология, причины -лекция1Тема 22 Способы предупреждения и решения конфликтных ситуации -практика1
Раздел 6 Деловое общение Тема 23 Деловая беседа - лекция1Тема 24 Практика беседы -практика1Тема 25 Психологические особенности публичного выступления. Экзамен - лекция1Тема 26 Собеседование -лекция1Тема 27 Манипуляции -лекция1Тема 28 Этикет и имидж делового человека Лекция-практика2Тема 29 Проектирование социального жизненного пути - практика2