Педагогика как наука История возникновения педагогики Объект, предмет, цель, задачи и функции педагогики Понятие высшего образования в педагогике Основные категории педагогики Система педагогических наук
Визначення педагогіки Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих процессы воспитания, обучения и развития личности. Современная педагогика – это комплекс теоретических и прикладных наук об обучении, воспитании и образовании как социально организованные и целенаправленные процессы, а также о путях усовершенствования этих процессов.
Объект исследования педагогики Объектом исследования педагогики является система образования и педагогические процессы.
Структура системи образования Система образования Система общего среднего образования Система среднего специального образования Система высшего образования
Высшее образование Высшим образованием называются все виды учебных курсов, подготовки или переподготовки на последипломном уровне, осуществляется университетами или другими учебными заведениями, которые определены компетентными органами как учебные заведения высшего образования.
Структура педагогической системы высшего образования Средние педагогические системы Отдельные высшие учебные заведения Малые педагогические системы Отдельные факультеты, курсы, группы
Определение высшего образования в законе “О высшем образовании” Высшее образование – уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основанного на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации
Объект и предмет педагогики высшей школы Объектом педагогики высшей школы является система высшего образования и педагогические процессы в нем. Предметом педагогики высшего учебного заведения (сокращенно – ВУЗ) является определение закономерностей управления педагогической системой, цель которого – подготовка специалистов, способных, исходя из гражданских позиций, решать производственные или научные задания и отвечать за их решение.
Функции высшей школы Воспитательная Образовательная Общекультурная Научно-исследовательская Интернациональная Формирование интеллектуального потенциала страны Обеспечение повышения квалификации преподавателей
Функции педагогики висшей школы • аналитическую; • прогностическую; • проективно-конструктивную.
Принципы деятельности высших учебных заведений каждому, кто имеет среднее образование, гарантированы равные условия; гуманизм, демократизм; приоритетность общечеловеческих ценностей; органическая связь обучения и научно-практической деятельности по историей, культурой Украины; научный, светский характер образования; соответствие мировым стандартам.
Цель педагогики высшей школы Исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей усовершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста
Педагогика высшей школы как теоретическая и прикладная наука Как теоретическая наука: отражает причинно-следственные отношения и связи в воспитании, обучении и научной подготовке будущих специалистов. Как практическая наука: указывает на применение теоретических положений, путей реализации законов и закономерностей, принципов в практической деятельности педагогических работников
Высшие учебные заведения в системе образования Украины Уровни аккредитации Название учебного заведения Квалификация выпускника 1 Техникум, училище Младший специалист 2 Колледж Младший специалист, бакалавр 3-4 Университет,академия, институт, консерватория Специалист, магистр На основе высшего образования с присуждением научных степеней кандидата и доктора наук
Основные органы деятельности высшего учебного заведения Рабочие органы Ректорат, деканаты (для высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации) Административный совет (для высших учебных заведений первого и второго уровней аккредитации) Приемная комиссия Совещательные органы Ученый совет (высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации) Педагогічна рада (для высших учебных заведений первого и второго уровней аккредитации) Бюджетно-финансовая комиссия
Лиссабонская конвенция о признании квалификаций В 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны (Украина в том числе), большинство из которых и сформулировали позже принципы Болонской декларации (1999).
Основные задачи и принципы создания зоны Европейской высшего образования введение двухциклового обучения; внедрение кредитной системы; формирование системы контроля качества образования; расширение мобильности студентов и преподавателей; обеспечение трудоустройства выпускников; обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Категорийно-понятийный аппарат педагогики высшей школы Методологические категории Процессуаль ные категории Существенные категории Педагогическая теория, педагогическая концепция, педагогическая идея, педагогическая закономерность, педагогический принцип. Воспитание, обучение, образование, развитие, формирование личности; учебно-воспитательный процесс Цель, задачи и содержание воспитания; профессиограмма специалиста; прогнозирование последствий педагогического воздействия; формы, методы и средства воспитания и обучения; педагогические технологии обучения и воспитания, управления учебно-воспитательным процессом; самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов.
Система педагогических наук Общая педагогика Основы педагогики Теория обучения и образования (дидактика) Теория воспитания Теория управления учебно-воспитательным процессом
Система педагогических наук Возрастная педагогика Пренатальная педагогика Дошкольная педагогика Педагогика общеобразовательной школы Педагогика взрослых
Система педагогических наук Профессиональная педагогика Педагогика профессионально-технического образования Педагогика высшей школы Педагогика повышения квалификации и переквалификации специалистов, рабочих кадров.
Система педагогических наук Коррекционная педагогика Сурдопедагогика; Логопедия; Тифлопедагогика; Олигофренопедагогика.
Система педагогических наук Другие отрасли педагогики История педагогики Сравнительная педагогика Народная педагогика Педагогика народоведения Семейная педагогика Казацкая педагогика Духовная педагогика Педагогическая деонтология
Лекция окончена Благодарю за внимание