НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ г. Астана МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Сеть и контингент общеобразовательных школ РК на 2005-2006 учебный год Общее число школ, единиц Общее число учащихся, единиц всего в том числе всего в том числе городские поселения сельская местность городскиепоселения сельская местность Республика Казахстан 8157 2141 6016 2824639 1505587 1319052 Акмолинская 710 127 583 133087 59769 73318 Актюбинская 488 102 386 138643 76629 62014 Алматинская 755 138 617 318170 100952 217218 Атырауская 200 81 119 105829 59338 46491 Восточно- Казахстанская 834 230 604 228004 126251 101753 Жамбылская 476 106 370 204543 83659 120884 Западно-Казахстанская 475 63 412 112790 44934 67856 Карагандинская 615 285 330 215686 173808 41878 Костанайская 681 124 557 135456 70140 65316 Кызылординская 291 107 184 144027 91163 52864 Мангистауская 121 69 52 87346 64810 22536 Павлодарская 466 122 344 115871 74017 41854 Северо-Казахстанская 707 64 643 105090 33321 71769 Южно-Казахстанская 1026 211 815 534402 201101 333301 г. Астана 69 69 62306 62306 г.Алматы 243 243 183389 183389
Основные направления деятельности Центра: проведение аналитической и прогностической работы с целью формирования целостного представления: о состоянии системы образования Республики Казахстан; о качественных и количественных изменениях в ней; о тенденциях в развитии всей системы образования в контексте международного сопоставления; проведение выборочного мониторинга по его отдельным направлениям, развитие дистанционных форм его проведения; выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческих решений: по повышению качества образования; по совершенствованию нормативно-правовой базы функционирования системы образования; подготовка ежегодного Национального доклада о состоянии и развитии образования в РК.
Направления деятельности НЦОКО на 2006 год Разработка концепции и национальной модели оценки качества образования в РК Анализ результатов ЕНТ и ПГК Разработка новых показателей и ориентиров развития образования Разработка дистанционной формы образовательного мониторинга Создание областной системы оценки качества образования Разработка рейтинговой системы состояния образования в областях РК Подготовка к TIMSS – 2007 Подготовка ежегодного Национального доклада о состоянии образования страны
Национальная система оценки качества образования Цель: Обеспечение высокого качества образования на всех его уровнях, отвечающего возросшим требованиям и интересам личности, общества и государства. Предпосылки: Вхождение в международное образовательное пространство, обеспечение сопоставимости национальных показателей и индикаторов развития образования с международными. Необходимость координации действий государственных и общественных институтов по проведению образовательного мониторинга и оценке качества образования. Потребность в эффективной системе информационного обеспечения развития образования. Реализация Государственной программы развития образования в РК на 2005-2010 годы.
Институциональная структура национальной системы оценки качества образования Национальный центр оценки качества образования Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования Национальный аккредитационный центр Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации Казахская Академия образования Республиканский центр «Учебник» Республиканский центр «Дошкольное детство» Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно – педагогических кадров системы образования Республиканский научно – методический центр информатизации образования
Взаимодействие институтов национальной системы оценки качества образования
1. Отсутствует концепция создания и эффективного функционирования СОКО. 2. Не разработаны научно – методические основы подхода к качеству образования, технология и инструментарий его оценивания. 3. Существующая модель оценки качества образования ориентирована в основном на оценивание развитости сети организации образования, их материально – технической базы, кадрового состава в ущерб оценки образовательных достижений учащихся, как конечного результата всей деятельности системы образования. 4. Несмотря на значительный объект собираемых статистических данных и информационных материалов по ним невозможно провести глубокий анализ состояния образования, тенденции в его развитии и вырабатывать рекомендации для принятия управленческих решении. 5. Нет сопоставимости отечественных индикаторов и показателей развития образования с международными, что не позволяет проводить сравнительный анализ. 6. Основные процедуры оценки учебных достижений учащихся ЕНТ и ПГК требуют серьезного совершенствования как методологического так и технологического. 7. Отсутствует региональная сеть ОСОКО. Основные недостатки СОКО
Проект новой модели НСОКО
Оценка качества академических знаний обучающихся. № Уровни образования Внутренняя оценка на уровне организации Внешняя оценка на национальном уровне 1 Дошкольное образование, предшкола Тестирование при поступлении в 1 класс 2 Начальное образование, 1-4 классы Переводные экзамены ПГК после 4 класса, Выборочный мониторинг 3 Основное общее образование 5-9 классы Переводные экзамены ГАК по окончании ПГК после 9 класса, Выборочный мониторинг 4 Среднее общее образование 10-11 классы Переводные экзамены ЕНТ
Результаты ПГК 4, 9 классов и ЕНТ по математике в 2005 году
Статистические данные по результатам ПГК 4 классов 2005 г. Средний балл в разрезе областей № Область Участвовали в тестировании Средний балл Всего КО РО Общий КО РО 1 Акмолинская 2035 897 1138 11,24 10,06 12,16 2 Алматинская 4760 3109 1651 10,54 10,39 10,81 3 Актюбинская 1873 1357 516 10,84 10,84 10,85 4 Атырауская 1078 692 386 11,36 11,41 11,28 5 Западно-Казахстанская 1311 762 549 10,84 10,83 10,86 6 Мангистауская 825 539 286 10,52 10,66 10,24 7 Восточно-Казахстанская 2372 1308 1064 11,31 11,07 11,60 8 Жамбылская 2869 2074 795 11,89 11,79 12,14 9 Карагандинская 2091 1228 863 11,28 11,06 11,59 10 Кызылординская 1761 1218 543 11,56 11,56 11,57 11 Южно-Казахстанская 6593 5382 1211 11,78 11,75 11,92 12 Костанайская 1306 470 836 11,36 10,70 11,74 13 Павлодарская 1026 485 541 12,16 12,01 12,30 14 Северо-Казахстанская 1342 404 938 11,32 10,21 11,79 15 г. Астана 611 289 322 13,71 13,60 13,81 16 г. Алматы 1958 986 972 12,69 12,60 12,77 ВСЕГО 33811 21200 12611 11,44 11,28 11,71
Статистические данные по результатам ПГК в 9 классе, 2005 г.
Статистические данные по итогам ЕНТ и комплексного тестирования (КТ) Комплексное тестирование 2004 2005 1999 2000 2001 2002 2003 Всего ЕНТ КТ Всего ЕНТ КТ Количество участвовавших в тестировании 42755 102919 143500 124415 162759 250469 179216 71253 235564 182383 53181 % от числа выпускников 22,5 51,46 65,23 88,87 72,99 76,09 81,20 Набрали от 0 до 39 баллов, «2» 23,3 29,3 30,0 28,3 27,9 28,1 24,2 37,8 18,6 13,5 36,1 Набрали от 40 до 70 баллов, «3» 61,8 56,9 55,3 62,4 58,8 58,7 61,1 52,9 57,1 58,3 52,9 Набрали от 71 до 100 баллов, «4» 14,0 12,9 14,0 9,0 12,6 12,6 14,0 9,0 21,90 25,4 10,1 Набрали от 101 до 120 баллов, «5» 0,9 0,9 0,7 0,3 0,6 0,6 0,7 0,4 2,41 2,8 1,0 Количество пунктов проведения тестирования 27 34 41 41 49 185 134 51 190 137 53 Государственные расходы на проведение тестирования, тыс. тенге / тыс. долларов - - - - - 448 693 - 329 766 - 3 323 2 442
Доля выпускников общеобразовательных школ, получивших Алтын белгі и аттестат с отличием
Результаты ЕНТ выпускников гимназий отдельных регионов РК
Результаты ЕНТ выпускников лицеев отдельных регионов РК
Результаты ЕНТ выпускников интернатов отдельных регионов РК
Соотношение среднего балла ЕНТ к ежемесячным денежных доходам населения
Соотношение среднего балла ЕНТ к затратам на одного учащегося
Основные недостатки ЕНТ: использование итогов ЕНТ органами управления образованием как инструмента жесткого контроля и оценки деятельности учебных заведений. дуализм в цели проведения ЕНТ (оценка качества академических знаний выпускников и отбор для обучения в ВУЗах) не лучшим образом сказывается на достоверности его итогов; нерепрезантивность выборки в проведении ЕНТ ставит под сомнение его правомочность как процедуру оценки качества образования выпускников; возможное искусственное отстранение от ЕНТ слабоуспевающих выпускников средних школ приводит к дискриминации их права на продолжение образования. неоправданно высокий рост среднего балла выпускников и интервальных оценок в 2005 году, на наш взгляд говорит о серьезных недостатках в проведении ЕНТ. Вопросы качественного отбора абитуриентов в ВУЗы в полной мере ЕНТ не решаются, так как нынешние его задания не определяют потенциальные возможности абитуриентов к будущему обучению и приобретению професии, их способности к саморазвитию.
Эффективна ли на Ваш взгляд оценка качества знаний выпускников школ с использованием ЕНТ? Итоги анкетного опроса учителей-новаторов по отдельным вопросам оценки качества образования В анкетном опросе участвовали 114 человек со всех областей Казахстана
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !