Современной образование в России сегодня: луч света или призрак тьмы Валиева Ольга Владимировна к.э.н., с.н.с. ИЭОПП СО РАН ЭФ НГУ [email protected] 900igr.net
Государственная политика в образовании
Государственная поддержка ведущих российских вузов Поддержка программ развития МГУ и СПбГУ Создание бизнес-школ мирового уровня (ВШМ СПбГУ, московская школа управления «Сколково») Поддержка инновационных образовательных программ вузов Создание новых университетов в федеральных округах: Северный (Арктический) федеральный университет на базе Архангельского государственного технического университета, Приволжский федеральный университет – Казанский государственный университет Уральский федеральный университет - на базе Уральского государственного технического университета - УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина; Дальневосточный федеральный университет - на базе Дальневосточного государственного университета; Северо-Восточный федеральный университет - на базе Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова. Национальные исследовательские университеты Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий Постановлением предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3-х лет, объёмом финансирования до 100 млн. рублей в год для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями.
Привлечение ведущих учёных в российские вузы+РФФИ: астрономия и астрофизика; атомная энергетика и ядерные технологии; биология; биотехнологии; информационные технологии и вычислительные системы; космические исследования и технологии; математика; машиноведение; медицинские науки и технологии; механика и процессы управления; нанотехнологии; науки о Земле; науки о материалах; психология, когнитивные исследования; радиоэлектроника; строительство и архитектура; физика; химия; экология; экономика, международные исследования, социология; энергетика, энергоэффективность и энергосбережение. Развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах 9 апреля 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление N 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". Постановлением предусмотрено выделение на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений бюджетных ассигнований в 2010 году 3 млрд. рублей, в 2011 году в размере 2 млрд. рублей и в 2012 году -3 млрд. рублей. (2011 – 126 заявко, из них 22 отобраны) Поддержка научных проектов, реализуемых совместно ведущими вузами и ведущими научными организациями Государственная поддержка предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования Студенту (абитуриенту) предоставляются образовательные кредиты на льготных условиях. В течение всего срока обучения в вузе и 3 месяцев после его окончания студент не выплачивает банку основной долг по кредиту; в течение первого и второго года пользования образовательным кредитом студент выплачивает только часть процентной ставки (40% и 60% соответственно). При этом срок, в течение которого возвращается кредит после завершения обучения в вузе, составляет 10 лет. Кроме того, студенту не нужно предоставлять обеспечения по кредиту (залога или поручительства), а при досрочном погашении штрафные санкции не налагаются. Федеральные инновационные площадки
Мировые тренды: усиление кооперационных связей, увеличение финансирования R&D и числа исследователей
Место России в Глобальном инновационном индексе 2011 Место Значение (0-100) Место 2009 2010 Страны G7 США 56,57 7 1 11 Канада 56,33 8 11 12 Великобритания 55,96 10 4 14 Германия 54,89 12 2 16 Япония 50,32 20 9 13 Франция 49,25 22 19 22 Италия 40,69 35 31 38 Страны БРИКС Китай 46,43 29 37 43 Бразилия 37,75 47 50 68 Россия 35,85 56 68 64 ЮАР 35,22 59 43 51 Индия 34,52 62 41 56
Показатели России в Глобальном инновационном индексе в 2011 г. Источник:The Global Innovation Index 2011: Accelerating Growth and Development // Ed. DuttaS., INSEAD,2011 Лучшие по выборке Место Худшие по выборке Место Мировой рэнкинг – 56 из 125 стран Число людей с инженерным образованием 6 Свобода прессы 102 Экспорт наукоемких услуг 8 Энергоемкость 102 Численность преподавателей 9 Верховенство закона 103 Количество зарегистрированных патентов 9 Интенсивность локальной конкуренции 107 Количество новых полезных моделей 10 Вузовская мобильность 116 Количество поступивших в вузы 11 Импорт товаров и услуг 119
Innovation Union Scoreboard 2011 Источник:Innovation Union Scoreboard 2011. European Commission, 2012 Страны 2007 2008 2009 2010 2011 США 38 39 37 32 31 Япония 27 28 23 17 18 Южная Корея 5 6 13 17 17 Канада -4 -3 -5 -4 -7 Австралия -26 -28 26 -30 -28 Россия -60 -61 -60 -63 -61 Китай -71 -69 -69 -67 -65 Индия -72 -72 -71 -71 -71 Бразилия -65 -63 -70 -72 -71 ЮАР -78 -77 -77 -80 -81
Показатели России в Европейском инновационном барометре в 2011г. в сравнении с европейскими странами Лучшие по выборке Шкала** Худшие по выборке Шкала Percentage population aged 25-64 having completed tertiary education 1,1 Medium and high-tech product exports as % total product exports (UN / Eurostat 2006, 2010) -0,8 New doctorate graduates per 1000 population aged 25-34 (Eurostat 2005 – 2009) -0,1 PCT patent applications in societal challenges per billion GDP (in PPS€) (climate change mitigation; health) (OECD / Eurostat 2004, 2008) -0,9 Knowledge-intensive services exports as % total service exports (UN / Eurostat 2005, 2009) -0,1 PCT patents applications per billion GDP (in PPS€) (Eurostat 2004, 2008) -0,9 R&D expenditure in the public sector as % of GDP (Eurostat 2006 – 2010) -0,4 License and patent revenues from abroad as % of GDP (Eurostat 2006, 2010) -0,9 R&D expenditure in the business sector as % of GDP (Eurostat 2006 – 2010) -0,4 Public-private co-publications per million population (CWTS / ThomsonReuters 2004, 2008) -0,9
Рейтинги высшего и профессионального образования России в Глобальном индексе конкурентоспособности, 2011-2012гг. Источник: The Global Competitiveness Report 2011-2012. World Economic Forum. Geneva, Switzerland 2011 По данным Росстата за последние тридцать лет количество общеобразовательных учреждений в России уменьшилось в два раза. А ведь именно школа, согласно докладу «Культурные факторы модернизации» ИС РАН, «…даст России шанс превратиться в цивилизованную страну с правовым сознанием, не порывающей со своим прошлым и мирным путем идущей в будущее без социальных потрясений и территориальных потерь…». Именно школа является базовым институтом, формирующим общекультурные ценности, представления об обществе и человеке, интерес к науке и инновациям. № п/п Составляющие Место России (из 142 стран) 1. Охват средним образованием 75 2. Охват высшим образованием 13 3. Качество системы образования 82 3. Качество математического и естественнонаучного образования 50 4. Качество школ менеджмента 107 5. Доступность Интернета в школах 62 6. Наличие исследовательских и треннинговых услуг 77 7. Уровень подготовки кадров 82
Источник: Обзоры ОЭСР по инновационной политики: Российская Федерация, 2011
Кадровый потенциал: численность занятых в сфере НИОКР European Commission. A more research-intensive and integrated European Research Area Science, Technology and Competitiveness key figures report 2008/2009. 2008 – 168 pp.
Число совместных публикаций, 2008г.
Количество и темпы роста совместных публикаций в странах-партнерах (2000-2006гг.)
Проблемы образования
Источник: "Как платят профессорам", ВШЭ, 2012
Проблемы высшего профессионального образования Болонская конвенция ЕГЭ Финансирование 94-ФЗ и 217-ФЗ Качество подготовки студентов Интеграция с реальным сектором Усиление мотивации и стимулирования студентов Повышение привлекательности и престижности инженерных и научных специальностей Вовлечение предприятий в систему подготовки кадров через формирование заказа («прикладной» бакалавриат/магистратура, ДО и пр.) НИОКР, развитие инфраструктуры и пр. Методы управления университетами и академиями Институциональные конфликты Обратная связь системы образования и рынка труда
«Аномальные» черты высшего образования взрывной рост числа студентов вузов (с 2,6 млн человек в 1993/94 учебном году до 7,4 млн в 2010/11 г.) при сокращении численности школьников (с 21,1 млн человек до 13,2 млн за тот же период). В резу льтате число поступающих в вузы достигает 90% от числа выпускников школ, что бо лее чем в 2 раза превышает средний показатель по странам ОЭСР. принятая в стране система ЕГЭ измеряет скорее не реальный уровень знаний, а приемлемый для власти психологический порог неуспеваемости рост числа студентов (в 3 раза) и вузов (с 514 до 1114 за 1992-2010 гг., т. е. в 2,2 раза) не обеспечен наращиванием профессорского корпуса: число преподавателей выросло за тот же период с 220 000 до 342 000, или на 55,4%. Сегодня отношение числа преподавателей к числу студентов в России в 2,7 раза ниже, чем в США профиль высшего образования не соответствует потребностям экономики: 45% выпускников специализируются на общественных науках, предпринимательстве и праве против 36,2% в США и 22,5% — в Германии. В России 24% вчерашних студентов устраиваются на должности, не требующие высшего образования, и менее 50% начинают карьеру по той специальности, по которой учились (в США — 76%). Сегодня российская система образования производит скорее статус человека с дипломом, нежели специалистов, способных найти свое место в современном мире. В.Иноземцев. Хорошее образование в России – миф. Ведомости от 03.10.2011 http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1381026/zlokachestvennoe_obrazovanie#ixzz1ZniyzaQM
Источник: Полонский Д. Бюджет для высоких широт. Коммерсантъ Деньги, №41 (898), 15.10.2012. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2030362
Благодарю за внимание !