ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙУРОККотина Г.А.,учитель русского языкаМОУ Ермаковской сошВологодского района.
Задачи образовательного процесса. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ Медведевым Д.А. 4 февраля 2010 г, пр.271, четко поставлены задачи для образовательного процесса: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».
П р о б л е м ы ... отсутствие у обучающихся положительной мотивации к обучению; падение дисциплины; снижение уровня и качества обучения; перегрузка учебным материалом.
Способна ли традиционная система образования решить задачи, стоящие перед современной школой? Традиционная система образования, в которой педагог выступает в роли ретранслятора знаний, а обучаемый в качестве потребителя этих знаний - не способна решать задачи, стоящие перед современной школой. Нужна более совершенная система образования, адаптированная к современным требованиям, предъявляемым к выпускникам учебных заведений.
тольколичностно-ориентированное обучение позволяет устранить одно из главных противоречий в образованиимежду разнообразием интересов и дарований школьников с одной стороны и единым для всех образовательным стандартом с другой стороны.
Реализация принципов личностно- ориентированногообучения при изучении орфографии в 5-7 классах.
Цель работы: продемонстрировать возможности применения принципов личностно-ориентированного обучения в процессе изучения орфографии.
Задачи: изучить специальную литературу по проблеме личностно-ориентированного обучения;определить сущность понятия «личностно-ориентированное обучение», исследовать организационные и содержательные особенности организации учебного процесса на уроках изучения орфографии при условии использования принципов личностно-ориентированного обучения;разработать систему уроков по разделу «Орфография» на основе реализации принципов личностно-ориентированного обученияпроанализировать и обобщить результаты исследования.
Принципы личностно-ориентированного обучения: Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.
Главная цель личностно- ориентированного подхода – направленность на развитие личности обучающихся.
Средства достижения учителем этой цели: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся;создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;стимулирование обучающихся высказыванием, использованием различных способов заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
Средства достижения учителем этой цели: оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные;создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Личностно-ориентированное обучение предполагает,в первую очередь, знание особенностей каждого ученикадля этого проводятся ДИАГНОСТИКИ
ОСОБЕННОСТИКАЖДОГОУЧЕНИКАДиагностика уровня обучаемости (по О. Ю. Бурцевой)Диагностика индивидуального познавательного стиля учеников (по О. Г. Селивановой)Диагностика функционального доминирования полушарий (по И. П. Павлову)Опросник А.А. Реана “Мотивация успеха и боязнь неудачи” Диагностика уровня сформированности мыслительных операций школьников (по О. Г. Селивановой)
Провести диагностики и даже обработать их не так уж сложно, а вот использовать результаты диагностик в своей работе – конечно же, сложнее.
Подсчитано, что учитель за свою жизнь проводит порядка 25 000 уроков, а ученик за 11 лет посещает их около 11, 5 тысяч, поэтому, урок недооценивать нельзя!!!
ИТАК,особенности личностно- ориентированного урока:
ЭТАПЫ УРОКААктуализацияМотивация и целеполаганиеИзучение нового материалаОтработка умений и навыковПодведение итогов урока
Актуализация на личностно-ориентированном уроке актуализируются не знания, полученные на других уроках, а жизненный опыт обучающихся (субъектный опыт учеников) –он предмет анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят их опыт.
Мотивация и целеполаганиепри личностно-ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивациишкольниками собственной деятельностии самоцелеполагания.
Изучение нового материалана личностно-ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» :по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)
Отработка умений и навыковчтобы развивать мыслительные операции у учеников,нужны индивидуальные задания:заданий таких должно быть очень много, чтобы каждый ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей. На этом этапе урока очень важно создать ситуацию успеха!
Подведение итогов урокана личностно-ориентированном уроке – двойной результат:объективный – отметкисубъективный – рефлексия(осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов)
Итак,личностно ориентированный урок
Качество знаний обучающихся по русскому языку при 100 % успеваемости составило:
Анкета исследования уровня удовлетворенности обучающихся уроками русского языка.
Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я»Мы всегда должны об этомпомнить – только тогда мы сможем помочь нашим ученикам стать успешными!
Возьмём на заметку Не для школы, для жизни учимся.Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется..Макс Теодор фон Лауэ, физик, лауреатНобелевской премии
Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного обучения.- Ростов-на-Дону, 1999.
Лукьянова М.И.и др. Личностно ориентированный урок. – М., 2006.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград: Перемена,1994
Контактная информация Адрес МОУ Ермаковской сош:160521,П. ЕрмаковоВологодский районУл. Строителей, 19Сайт школы:http://s08005.edu35.ru/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХОВ!