Роль педагогического коллектива в социализации и гражданском воспитании школьников.
"Концепция модернизации российского образования до 2010 года". "Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм … социального и профессионального самоопределения детей и молодежи".
Президентская инициатива: «Наша новая школа» 5.11.2008г 5 ноября 2008 года 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни…2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения
Роль гражданина, как и любая другая профессия, требует тщательной подготовки. Раль ф Кетчем В нашей школеосвоение основных демократических процедур гражданского общества, включая самоуправление;развитие ученического самоуправления и активизация участия в детских и молодежных общественных организациях;изучение истории своего края, народа, страны через исследовательскую деятельностьсистематизация имеющегося опыта гражданского воспитания детей и создание информационного банка эффективных технологий гражданского образования молодежи; формирование базы данных наиболее перспективных выпускников школы - лидеров в различных социальных сферах.овладение навыками содержательного взаимодействия с помощью глобальной сети Интернетпомощь учащимся в освоении технологии "портфолио" (папки личных достижений школьника), которая помогает сделать более точный выбор профиля дальнейшего обучения и/или вида работы
Необходимо включение школьников в реальную работу по улучшению жизни местного сообщества;повышение культуры правовых и деловых отношений;апробация программ дополнительного образования с целью их дальнейшего внедрения в свою педагогическую практику;диагностика готовности детей к реальной взрослой жизни с внесением необходимых корректив в воспитательную работу;овладение технологией социального проектирования.
Гражданское образование и самообразование происходит в детстве и юности… и продолжается всю жизнь…
Изменения, происходящие в России: процессы формирования гражданского общества и правового государства, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью -определяют новые задачи развития в стране гражданского образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения и воспитания, способствующих развитию у обучающихся навыков решения целого спектра проблем местного сообщества. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация.
Общие интересы участников гражданского образования и самообразования рассказать о себе, о своем классе,своей школе, творческом коллективе, узнать о том, чем живут ребятадругих школ, детских организаций,найти новых друзей,пополнить свой "портфолио"
Все должны быть готовы к общественной должности граждан, способных к самоуправлению.Т. Джефферсон Коллективные интересы классаболее активно участвовать в работе ученического самоуправления;найти интересное дело для всего коллектива и включиться в его реализацию через конкретный социальный проект...
Личные интересы школьника более активно включиться в деятельность органов ученического самоуправления или/и детской общественной организации;самостоятельно посещать занятия в центрах гражданского самообразования, открытых в городе («Лидер», «Сталкер», «Россияне» и другие);найти дело по душе и включиться в его практическую реализацию в течение года, например, в виде социального проекта…
Личные интересы педагога рассказать о своих авторских инновационных программах, технологиях…привлечь детский актив для работы по своему направлению;помочь школьникам найти дело по душе и включиться вместе с ними в его реализацию;найти коллег, заинтересованных тем же делом, и создать новое творческое объединение;пополнить свой профессиональный педагогический арсенал и т.д.
Личные интересы родителей Многие родители стремятся воспитать в своих детях личность, способную творчески мыслить, стремящуюся к познанию мира и себя в этом мире.помочь своему ребенку найти дело по душе и включиться вместе с ним в его реализацию;узнать, чем живут другие школы (детские организации), и рассказать об этом своему ребенку;более подробно познакомиться с работой органов школьного самоуправления;
ШКОЛА, СЕМЬЯ, РЕБЕНОК:аспекты социально -психологическогоздоровья
Проблемы Негативные воспитательные воздействия семьи и социума.Состояние эмоционального дискомфорта.Неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности.Школьная дезадаптация.Нарушенный образ «Я».
Опасные тенденции асоциального поведения ребенка БродяжничествоРанняя алкоголизацияНаркоманияНарушение норм моралиРост самоубийств
Основные сферы жизнедеятельности ребенка
Некоторые пути решения проблем в социуме диагностика, профилактика и коррекция поведения. стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности.организация деятельности детского коллектива.психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности в различных ситуациях.учет возрастных и личностных особенностей и специфики развития ребенка.опора на положительное в его личности.
Одним из методов включения юных граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, СМИ, социологических служб, общественных институтов, а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.
◊ Проект «Общественно-активные школы в РК»◊ Проект гражданско-патриотического воспитания «Память и время»◊ Х Всероссийская акция «Я – гражданин России».◊ игровой проект «Школьная Галактика»◊ Программа « Я – костомукшанин»◊ муниципальный конкурс "Инициативная молодежь«◊ Конкурс детского творчества, посвященный охране труда и безопасности жизнедеятельности в рамках проекта «Безопасность для всех». ◊ Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления ◊ муниципальный конкурс социально значимых проектов «Если б мэром был я…»
Из анкет школьников: Наши принципы… Не живи уныло, не жалей, что было, не гадай, что будет, береги, что есть (42)Никогда не жалей о том, что сделано. Никогда не делай того, о чем будешь жалеть (34)А кто сказал, что будет легко (33)Живи для себя, не забывая о других (32)Невозможное возможно при большом желании (32)Добиться своей цели, не обидев другого (26)Люби людей, и они будут любить тебя (25)Жизнь – игра, и надо выходить из нее победителем (21)Не бойся пятиться назад, если для разбега (15)Любовь та сила, которая движет миром (13)Я люблю тебя, жизнь (11)
И еще… «Странно, но я доволен тем, что есть»«Можно получить все, главное только захотеть»«Забей на все, живи по своим правилам»«Брать от жизни все, что можно, и иногда все, что нельзя!»«Если чего-то очень сильно захотеть, то обязательно этого добьешься!»«Все, что не делается, делается к лучшему»«Каждому человеку с самого рождения предначертана своя судьба»«Чтобы зайти на гору, нужно сойти с той, на которой стоишь»«Живи для своих родных и друзей»
«Если бы я…» Не ленился… Был трудолибив… у меня было бы свободное время… был предпринимателем знал очень хорошо английский язык была бы чуть-чуть организованней и внимательней Финансы…
Какое у тебя призвание, чем думаешь заниматься в жизни? «Жить»; «Работать для общества»; «Помогать людям»«Жить с любимым человеком и маленьким карапузиком в любви и достатке»; «Растить детей и иметь хорошую прибыльную работу»; «Получить образование и создать свою семью»«Я хочу стать врачом, и я стану»; «Хочу стать врачом, для того, чтобы помогать людям и видеть их счастливые лица»; «Занимаюсь танцами, собираюсь стать врачом»«Спортом, учебой»«Финансовый воротила», «Я бы хотела свой бизнес»«Я собираюсь выучить финский язык, учиться в Финляндии и остаться там»«Заниматься менеджментом»«Поступить на театральный факультет»«Думаю стать военным»«Хочу получить профессию в сфере экономики»«Посмотреть мир»«Выбиться в люди»«Пока не знаю»
Наши предложения и рекомендации оформить базу данных из опыта работы педагогов по социализации и гражданскому воспитанию школьников.Данный опыт использовать на Мастер-классах по воспитательной работе.Ввести в традицию встречи со специалистами разных профессий и направлений. Систематизировать анкетирование учащихся по вопросам адаптации в обществе.Практиковать диалоги школьников и взрослых по социально-гражданским проблемам.