СЕМИНАР (2.12.2009г) Исследовательская деятельность старшеклассника на уроке
«Мир полон решений,ищущих свои проблемы» Р.Эванс
Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Структура научного исследования
ОрганизацияУИД ПрименениеисследовательскогометодаобученияпримерНекоторыенетрадиционныеурокипримерПроведениеучебногоэкспериментаДомашнеезаданиеисследовательскогохарактера
II. Виды учебных исследований Можно быть уверенным лишь в том, что ни в чём нельзя быть уверенным.Плиний Старший, римский писатель, учёный
Учебные исследования монопредметныемежпредметныенадпредметные
Межпредметное исследование – это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям.
Надпредметное исследование – это исследование - совместная деятельность учащихся и учителя, исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем. Результаты такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Ученик взаимодействует с учителями различных образовательных областей.
Сравнительная характеристикаразличных видов учебных исследований
Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.
Исследовательские работы — собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Значение исследовательской работы: Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам; Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся;Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;Развивает личностные качества ученика;Влияет на выбор будущей профессии учеников.
При построении учебно-исследовательского процесса важно: выбор темы исследования, интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;хорошее осознание учеником сути проблемы;организация хода работы во взаимоответствен-ности и взаимопомощи учителя и ученика;совместный поиск неизвестного саморазвитие (как ученика, так и учителя) в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
Выбор темы исследования Для проведения самостоятельного научного исследования учащийся должен уметь:1) ставить исследовательский вопрос;2) определять переменные и постоянные величины эксперимента;3) формулировать и объяснять гипотезу;4) подбирать необходимое для проверки гипотезы оборудование;5) составлять процедуру эксперимента для проверки гипотезы;6) собирать экспериментальную установку;
Выбор темы исследования 7) собирать и записывать в таблицу данные, полученные в ходе эксперимента;8) обрабатывать данные и представлять их в графической форме;9) делать вывод относительно правомерности поставленной гипотезы;10) анализировать достоверность данных;11) предлагать улучшения эксперимента для устранения неточностей или ошибок;12) писать лабораторный отчет.
Этапы исследования выявление и постановка проблемы исследования;формулирование гипотезы;планирование и разработка исследовательских действий;сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез; сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;подготовка и написание (оформление) сообщения;выступление с подготовленным сообщением;переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;подготовка выводов, заключений.
Пример исследовательской задачи по физике Колобок радиусом R и массой m, испечённый зимой, ушёл от бабушки и дедушки на горку. Колобок сел на маленький кусок древесной коры и без начальной скорости съехал с вершины.Горка составляет угол с горизонтом, её высота равна h. Коэффициент трения между древесной корой и ледяной горкой равен . Какова скорость колобка в конце горки?В системе отсчёта, связанной с землёй, разработаем разные физические модели: без учёта сопротивления воздуха и с учётом его.Гора – наклонная плоскость. Колобок – материальная точка, на движение которой среда не оказывает влияния.(Взято из статьи: Бубликов С.В. Модель становления исследовательской компетентности школьников при обучении физике // Обновление школьных технологий образования: Сборник научных трудов. –СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.)назад
Нетрадиционные уроки, предполагающие выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование;урок-лаборатория;урок-экспертиза;урок - творческий отчёт;урок изобретательства;урок – «патент на открытие»;урок открытых мыслей;урок фантастического проекта;урок – защита исследовательских проектов.назад
Источники "Исследовательская работа школьников"Ссылка: http://www.issl.dnttm.ru/