Родительское собрание «Как поддержать интерес к учебе?»
Цели «Практической лаборатории» Раскрыть родителям значение познавательного интереса к учебе.Выработать рекомендации по активизации мотивации учения у детей.
Ход собрания 1.Постановка проблемы.2.Теоретические сведения о мотивации учения.- биохимическая природа мотивации- тренинг мотивации достижения.тренинг причинных схем.тренинг личностной причинности.3. Практикум.4. Обобщение.5. Заключительное слово учителя.
Постановка проблемыКакими приемами родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей. Ребенок в первом классе- для него всё ново, ему все интересно.В 3-4 классе у многих школьников в связи с усложнением учебного процесса появляются затруднения. И не каждый ребенок может самостоятельно их преодолеть. Соответственно теряется интерес к школе.А ведь наличие интереса к учению - важное средство повышения качества образования.
Теоретические сведения о мотивации учения. В психолого-педагогической науке существуют различные подходы к определению обучения.1.Учение – это усвоение знаний, умений, навыков. При этом учитель демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют.2.Ученик – это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями, информацией.3.Ученик- активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением.
Биохимическая природа мотивации Современные исследования показали, что восприятие информации — эмоциональной и познавательной — имеет биохимическую природу. Оно сопровождается выбросом определённых химических веществ. Если познавательные процессы протекают на фоне интереса и положительных эмоций, то вырабатываются такие вещества, как гамма-амнномасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют процесс усвоения знаний, а также делают мышление и запоминание более результативным Если же обучение построено на принуждении и негативных эмоциях, то образуются адреналин и кортизол, которые вызывают стресс, снижают интерес и способность к запоминанию. В этом случае обучение превращается в «натаскивание». Следовательно, всем школьникам необходимы положительные эмоции, которые повышают мотивацию на биохимическом уровне.Кроме того, известно, что каждый ребёнок рождается со стремлением к новизне. Это — одно из условий его успешного развития и, несомненно, основа формирования учебной мотивации. Страх перед новизной, защитные механизмы от новой информации, а также низкая учебная мотивация школьников формируются в результате приобретённого негативного учебного опыта.
Тренинг мотивации достижений Высокий уровень мотивации достижений означает, что у ребенка доминирует стремление к успеху.Те семьи, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотою в общении со своими детьми.Низкий уровень мотивации свидетельствует, напротив, о преобладании у ребенка стремления избегать неудач.Те семьи, где родители либо игнорировали своих детей, либо были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующими становились стремление избегать неуспеха и , следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом
Тренинг причинных схем Психологическая причинность играет большую роль в учебной деятельности, это всегда связано с эмоциональной жизнью учащихся, с переживаниями результатов достижений в учении. Пример из школьной жизни: по результатам контрольной работы учащийся получил низкую отметку. Умело используя все эти эмоциональные особенности причинных схем, можноСформировать оптимальную мотивацию, адекватную самооценку.
Тренинг личностной причинности Мотив – это побуждение к деятельности, то ради чего ребенок совершает ту или иную деятельность.Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как « пешками»А дети должны почувствовать себя « источником», они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение.
Диагностика мотивацииучащихся 18 уч. с желанием ходят в школу (интересно, узнаю много нового, общение с друзьями)20 уч. нравится учиться( пригодится в будущем, становишься умным, получаю знания)Мотив учёбы: -13 уч. –прочные знания-3 уч. не огорчать родителей-6 уч. –устроится на престижную работу.4 уч. не желают ходить в школу (не нравится учиться, рано вставать, надоело)2уч.- нет( задают много домашнего задания)
ПРАКТИКУМ Ребенок стал плохо учиться, пропускать занятия.Ребенок игнорирует отдельные предметы, с трудом вытягивая их на «3».
Советы для родителей Вселите в ребёнка чувство уверенности в свои силы.Избегайте нервозной настойчивости и неоправданных конфликтов.Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребёнком.Отметьте первый успех ребёнка.Развивайте у ребенка чувство собственного достоинства.
Наши пожелания Занимайтесь со своими детьми, помогайте им.Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного. Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.