Когнитивные стили учащихся как условие усиления развивающей функции дифференцированного обучения на уроках географии Комарова Л.А. учитель географии МОУ Клементьевской оош Угличского МР 2010 г.
Когнитивный стиль (КС) Индивидуально-своеобразный способ переработки информации о своем окружении, который характеризует специфику склада ума конкретного человека и проявляется в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании и оценивании происходящего.
Существенные признаки когнитивных стилей школьников - процессуальная, инструментальная характеристика познавательной деятельности, которая определяет способ получения познавательного результата; - «сквозная» операционная характеристика всех уровней познавательной сферы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления); - биполярное измерение, благодаря чему КС описывается как одна из крайних форм реагирования (импульсивность/рефлексивность и др.); - устойчивая во времени в конкретной ситуации, стабильная и универсальная характеристика субъекта, отражающая своеобразие его познавательной деятельности; он может быть более или менее успешным в зависимости от условий решения учебной или в целом познавательной задачи; - предпочтение определенного способа интеллектуального поведения: человек может выбрать любой способ переработки информации, в т. ч. принять тот, который предлагает или «навязывает» учитель, однако в конечном итоге он предпочитает какой-либо определенный способ восприятия и анализа происходящего, в наибольшей мере соответствующего его психологическим возможностям.
Особенности учебных занятий с учетом когнитивных стилей школьников
Особенности учебных занятий с учетом когнитивных стилей школьников
Особенности учебных занятий с учетом когнитивных стилей школьников
Особенности учебных занятий с учетом когнитивных стилей школьников
Дифференцированное обучение с учетом ( КС) Определяется как способ организации учебного процесса, позволяющий вывести всех учащихся класса на примерно одинаковый уровень усвоения основного учебного материала, определяемого требованиями образовательного стандарта (ГОС) путем оказания им вариативной методической поддержки.
Подбор учащихся в группы как важное условие процесса дифференцированного обучения Гомогенные группы (преобладает один когнитивный стиль) при изучении нового материала, когда преобладают процессы восприятия, переработки, осмысления и усвоения учебной информации, которые у представителей разных КС протекают по-разному. Гетерогенные группы (разные познавательные возможности и учебные предпочтения) на этапах закрепления, проверки понимания, применения знаний и умений
Значение дифференцированного обучения с учетом КС В многообразии форм и методов инновационного обучения сохраняет ведущие позиции, т. к. направлено на психологическое развитие обучаемых личностное развитие обучаемых В современных условиях механизмы и техники его осуществления могут быть обогащены за счет привлечения знаний об особенностях КС учащихся
Спасибо за внимание