стили речи
Stylos(гр.)- палочка для письма
Стиль – функциональная разновидность литературного языка, особенности построения речи, словоупотребления. Стиль – функциональная разновидность литературного языка, особенности построения речи, словоупотребления.
Прочитайте тексты, определите стиль речи
Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления.
-Мама, мама! Ты посмотри, какой сильный ветер, деревья так и гнутся к земле. -Пойдем , Машенька, скорее домой. -Мама, мама! Ты посмотри, какой сильный ветер, деревья так и гнутся к земле. -Пойдем , Машенька, скорее домой.
Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистим закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли рокот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистим закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли рокот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. А.П.Чехов
ответы 1. научный стиль 2. разговорный стиль 3. художественный стиль
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К.Паустовский
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. А.С.Пушкин
Эпитеты Сравнения Олицетворения Метафоры
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она. А.С.Пушкин
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над солнечной поляной.
Метафора – скрытое сравнение, сопоставление двух предметов, имеющих общую черту. По пруду лебедем красным плавает тихий закат. С.Есенин
Олицетворение – наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение – наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью. Спит черемуха в белой накидке С.Есенин.
Определите выразительные средства языка в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась, Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела. олицетворение олицетворение сравнение эпитет эпитет
Официально-деловой стиль Цель-точная передача деловой информации
На месте пропусков напишите полное официальное название нашего государства. Наше государство – Российская Федерация. Закончите предложение: Столицей …является город…
Публицистический стиль Publikus-лат. общественный
Назначение стиля Воздействие на читателя и слушателя, формирование правильного отношения к общественным явлениям Сфера употребления В газетах, журнальных статьях, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях, митингах. Языковые приметы Вопрос., побудит., воскл. предложения; обращения, повторы, риторические вопросы; слова в переносном значении.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Жанры публицистического стиля Заметка Заметка Репортаж Отзыв Рецензия Интервью
задание Напишите сочинение в жанре интервью Напишите сочинение в жанре интервью Решите, с кем вы будете вести беседу Наметьте тему беседы, продумайте вопросы Запишите основное содержание беседы Прочитайте запись, определите основную мысль интервью, озаглавьте Отредактируйте написанное, перепишите
Желаю творческих успехов
Автор презентации – учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60» г. Перми Лопатина Наталья Владимировна Автор презентации – учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60» г. Перми Лопатина Наталья Владимировна Использованная литература: Развитие речи: теория и практика обучения, М.,ЛИНКА-ПРЕСС, 1994 Стихи А.С.Пушкина, С.А.Есенина, И.А.Бунина.