Ключевые особенности компетентностного подхода в обучении Преподаватель-организатор ОБЖ ФМБОУ «Цнинская СОШ №1» в селе Кузьмино-Гать Ломова А.В. январь 2016 г. Методический семинар
По результатам международного исследования PISA-2009 (программа по оценке образовательных достижений учащихся) осуществляемых Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Россия не поднялась выше 38-го места среди 65 государств-участников.
Овладев лишь набором теоретических знаний, обучающиеся испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Из доклада ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище».
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Принципы компетентностного подхода:
Образовательные результаты Ключевые компетентности (применительно к школьному образованию) - способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. О.Е. Лебедев
Ключевые образовательные компетенции:
Ценностно-смысловая компетенция
Общекультурная компетенция
Учебно-познавательная компетенция
Информационная компетенция
Коммуникативная компетенция
Социально-трудовая компетенция
Компетенция личностного самосовершенствования
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного Основания для сравнения Традиционный подход Компетентностный подход Цель обучения Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) Основная формула результата образования «Знаю, что» «Знаю, как» Характер образовательного процесса Репродуктивный Продуктивный Доминирующий компонент процесса Контроль Практика и самостоятельная работа Характер контрольных процессов Статистические методы оценки учебных достижений Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)
Компетентностный подход направлен на формирование самостоятельности в решении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (т. е. знаний, умений, навыков) в средства разрешения проблем.
Информационные источники 1 картинка - http://www.picshare.ru/uploads/150725/9pwBipD477.png 2 картинка - http://www.tepav.org.tr/upload/pics/pic1292427535r404057.jpg 3 картинка - http://plushka.by/files/resized/640/article/3607/a821082e0cd555c7fe10de97ce3f1ce7.jpg 4 картинка - http://detki.co.il/images/obuchenie/rebenok-chitaet.jpg 5 картинка - http://tag36sch.ucoz.ru/v1/ehmblema_modernizacii.jpg 6 картинка - http://vhavaschool1.ru/news/2013/1/1.jpg 7 картинка - https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuya/shuya_mbdou23/temp/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.jpg 8 картинка - http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2014/06/newego_LARGE_t_1101_54151369.jpg 9 картинка - http://ppt4web.ru/images/1402/41110/640/img2.jpg http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-4170 - А.Е. Солодовникова. Реализация компетентностного подхода на уроках, как условие достижения нового качества образования. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm - И.И. Каверина. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.
Информационные источники Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.- 2004.-№5.-С.3-12. http://festival.1september.ru/articles/574903/ - А.В. Гурьянова. Компетентностный подход в образовании. http://sogiuu.ru/static/metod/mmo/04nachklass/vpomuch/didakt.pdf - Д.В. Иванова. Дидактические принципы компетентностно-ориентированного обучения в начальном общем образовании. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/03/20/kompetentnostnyy-podkhod-v-obrazovanii - Е.А. Дитрих. Компетентностный подход в образовании.