Исследовательская деятельность учащихся. Работа учителя географии сош № 26 Кунтушевой Г А.
Цели и задачи исследовательской деятельности : 1.Показать научную и практическую важность метеорологии; 2. Научить работать с метеорологическими приборами; 3. Углубить навыки метеонаблюдений; вызвать интерес к самостоятельной работе , творческой и исследовательской работе. 4. Раскрытие методов и приемов природоведческих наблюдений. 5.Овладение методикой исследования, сбор материала и их анализ, обобщение и выводы. 6. Углубить знания об элементах и явлениях погоды , расширить запас знаний о типах погоды своей местности по временам года.
Исследовательская деятельность учащихся при изучении климата . Школьное краеведение имеет задачу всестороннего изучения учащимися в учебно-воспитательных целях территорию своего края. Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы. Все выполняемые краеведческие работы - основное условие реализации краеведческого принципа в обучении географии. Учебное краеведение преследует 2 задачи: Всестороннее изучение своей местности; Использование краеведческого материала на уроках. Краеведение – это не только собирание материала , но и его обобщение.
Организация наблюдений . 1. Постановка цели и раскрытие задач. 2. Отбор объектов и явлений природы, подлежащих наблюдению. 3. Выявление сторон изучаемых явлений. 4. Установление порядка и последовательности ведения наблюдения. 5.Отбор фактов и их фиксирование. 6. Обобщение материала. 7.Итоги результатов наблюдений.
Ведение календаря погоды . 1этап. Тренировка на моделях приборов. 2 этап. Тренировочные упражнения на приборах ( термометр, барометр и др.). 3 этап. Обучение чтению знаков и обозначений . Графическое изображение элементов погоды. 4 этап. Самостоятельные наблюдения погоды. Самостоятельные элементарные обобщения и выводы по результатам работы.
Приемы учебной и исследовательской работы. 1. Восприятие элементов и явлений погоды в природе : а) Наблюдения ( визуальные и с помощью приборов ) за температурой воздуха, видами облаков и степенью облачности, видами осадков , количеством осадков, направлением и силой ветра , давлением); б)Подведение наблюдаемого явления под определенное понятие; в) Запись условными обозначениями результатов наблюдений . 2. Обработка материалов наблюдения путём : а) Вычис- ление средних показателей температуры воздуха , суммы осадков ; б) Построение графиков ; в) « розы ветров» ; г) Диаграмм ; д ) Текстовых описаний . 3. Чтение готовых графиков и диаграмм.
Первоначальная обработка данных наблюдений за месяц . 1.Температура воздуха : а) указать дни с самой высокой и с самой низкой температурой; б) подсчитать количество дней в месяце с температурой выше 0°С, ниже 0°С; в) вычислить среднемесячную температуру. 2. Ветер: а) подсчитать, сколько дней дули северные ветры , южные и т. д; б) какие ветры преобладали; в) дни, когда дули наиболее сильные ветры, в какие дни было безветрие. 3. Осадки: а) количество дней без осадков, с осадками; б) указать виды осадков, количество дней с дождём, снегом, росой и т.д. 4. Облачность : а) подсчитать количество ясных дней , со сплошной облачностью и т. д; б) построить диаграмму .
Часть календаря погоды за ноябрь. дата Ср.ť Облачн. ветер осадки Давлен. Тип погоды 01. 11 7,5 Незначит. ↗ 768 прохладная 02. 11 8,5 Незначит. ↘ 764 умеренная 03. 11 5 Незначит. ↙ 771 прохладная 04. 11 2 средняя ↘ 769 холодная 05. 11 0 средняя ↗ 759 холодная 06.11 1,5 Незначит. ↘ дождь 753 холодная 07.11 -2 Незначит. ↘ 762 Слабо морозная 08.11 -2,5 Незначит. ↗ 765 Слабо морозная 09.11 0 Незначит. → 767 холодная
График хода температуры.
Роза ветров за ноябрь.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом . «Служба Солнца»
Снег-это не только шуба для растений, но и источник пополнения влаги в почве на пришкольном участке. « Служба погоды»
Давление повышается. Будет морозная погода.
Идут занятия по изучению прибора гигрометра. Сложно, но интересно!
Л и т е р а т у р а : Смирнов ЯП. Юному метеорологу. Баринова ИИ. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии. Щенев ВА. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии. Семенов ИВ. Работа учителя географии по охране природы.