Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности
Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.
Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности: * практически значимые цели и задачи * структура, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание; формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватным поставленным целям; планирование; определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов; * компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение запланированного результата – продукта, обладающими определенными свойствами и необходимого для конкретного использования. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными с его замыслами. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Цели проектного обучения: Развивать у школьников исследовательские умения. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи. Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать. Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) Виды проектов: * Информационный (поисковый), * Исследовательский, * Творческий, * Социальный, * Игровой (ролевой) и т.д. Содержание: * Монопредметный, * Метапредметный, * Относящийся к области знаний (нескольким областям), * Относящийся к области деятельности и пр. количеству участников: * индивидуальный, * парный, * малогрупповой (до 5 человек), * групповой (до 15 человек), * коллективный (класс и более в рамках школы), * муниципальный, * городской, * всероссийский, * международный, * сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернете) Длительности (продолжительности) проекта: От проекта-урока до многолетнего проекта Дидактической цели: Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Технология проектной деятельности Метод учебного проекта (интеграция) Проблемный подход Поисковый подход Исследовательский подход Групповые методы Презентационный подход Рефлексивный подход
Условия применения метода проектов Существование некой значимой проблемы. Значимость предполагаемых результатов. Применение исследовательских методов при проектировании. Структурирование этапов проекта. Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.
п р о е к т н а я л и ч н о с т ь д е я т е л ь н о с т ь Индивидуальные особенности Интеллектуальная сфера Эмоциональная сфера Коммуникативность Настойчивость Адаптивность Целеустремлённость Ответственность Креативность
Компетенции Виды деятельности Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях. 2. Участие в проектах. 3.Проведение социологического опроса, интервьюирование. Компетенции Виды деятельности Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях. 2. Участие в проектах. 3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.
Создание проблемно-мотивационной среды дискуссия ролевая игра эвристическая беседа круглый стол мозговой штурм
контрольный презента- ционный практи- ческий аналити- ческий поисковый Этапы работы над проектом
Виды проектов (по доминирующей деятельности) Практико-ориентированные (словарики, таблицы, газеты и т.д.) Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии) Игровые (игры) Исследовательские (научно-исследовательские работы)
Алгоритм проектной деятельности в творческом проекте Анализ идеи Выбор одной Планирование Изготовление Оценка (рефлексия) Определение потребности Выработка первоначальных идей Обозначение требований к объекту проектирования Исследование существующих объектов
Особенности исследовательского проекта Аргументация актуальности темы определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования выдвижение гипотезы исследования обозначение методов исследования проведение эксперимента обсуждение и оформление результатов формулирование выводов обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Особенности практико-ориентированного проекта Ориентация на результат – продукт, удовлетворяющий конкретную потребность. Организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. Презентация результатов и способов внедрения в практику. Внешняя оценка проекта.
Особенности игрового проекта: проблемы, цели проекта; ведущий вид деятельности – ролевая игра; участники выполняют определённые роли (литературные персонажи, выдуманные герои), обусловленные содержанием проекта; результат остаётся открытым до самого окончания; соотнесение полученных результатов с поставленной целью; рефлексия.
Результат проектной деятельности. Альманах Сборник иллюстраций Сборник собственных творческих работ Стенгазеты Киносценарий Видео-, диа- или слайд-фильм Комментарии к тексту художественного произведения Публикация Буклет Презентация Веб-сайт.
Функции учителя (рефлексивно-деятельностное обучение). Создание условий для включения обучающихся в самостоятель- ную творческую деятельность Стимулирова- ние ситуации успеха для каждого ребёнка Рефлексия деятельности, процесса самоизмене- ния
Защита проекта. Постановка проблемы, её актуальность Высказывание гипотезы, аргументация её положений Этапы работы над проектом, краткий анализ полученных результатов Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта. Ответы на вопросы.
Структура работы Возникшие трудности, их преодоление Этапы работы Адресат Цели работы Почему выбрана эта тема Рефлексия
Модули по обучению основам проектной деятельности Ключевые компетентности классы Компетентность разрешения проблем 1. Проблема – цель, анализ и планирование ресурсов 2. Виды и типы проектов 3. Поэтапное планирование деятельности Информационная компетентность 1. Различные источники информации 2. Способы обработки информации 3. Методы сбора данных Коммуникативная компетентность 1. Как работать в команде? 2. Формы презентации проектов 3. Ведение дискуссии
Выводы: * проект многогранен, *проект эффективен, *проект перспективен, *проект неисчерпаем. Наряду с положительными моментами этой технологии есть и недостатки.
- учит учащихся самостоятельному критическому мышлению; - формирует умение размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей, умение делать обоснованные выводы; - учит принимать самостоятельные аргументированные решения; - развивает речь, - учит работать в сотрудничестве, - направлена на самооценку и саморегуляцию «Плюсы» технологии:
«Минусы» технологии: не укладывается в рамки одного урока, желательно 2-3 урока, - трудно справедливо оценить роль и работу каждого участника группы.