Модульный урок - единица модульной системы школьного образования
Одним из важнейших компонентом модульной технологии является модульный урок -как составной элемент модульной программы (это не значит, что все уроки в модульной программе должны быть модульными). Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен продолжаться не менее двух академических часов.
При составлении плана модульного урока, учитель должен придерживаться следующего алгоритма:
Формулировка темы урока.Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения. 3.Разбивка учебного материала наотдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.4. Подбор необходимого фактического материала.5. Определение способов учебной деятельности учащихся.6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.7. Составление модуля данного урока, его распечатка
Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:
УЭ-0 – направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;- УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д; - УЭ-2 (и т.д.) – отработка учебного материала;
Завершающий УЭ – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
Перед каждым модулем нужно проводить входной контроль (УЭ – 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Здесь можно предложить учащимся такие формы работы как диктант, тест, таблицу, работу с терминами, со схемами, рисунками, составить описание растения, животного, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний.
В конце каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Он должен показать уровень усвоения всего модуля.
За каждое задание модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, за тестовый контроль знаний из 5 вопросов ученик должен получить максимально 5 баллов, он ответил правильно на 3 вопроса – получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Не следует включать в модульный урок очень большой объем содержательной деятельности. Ученик должен все успеть за урок. Учитель должен обязательно задавать хороший темп работы своим учащимся.
В конце модуля ученик должен сам оценить свою работу. В течение урока он выставлял себе баллы за самостоятельно выполненные задания, набирал дополнительные баллы при работе с учителем. Баллызаносятся в листок контроля, он дается каждому ученику перед началом урока. По этому листу учащийся сам выставляет себе оценку по количеству набранных баллов.
Листок контроля знаний
Самая большая сложность – тиражирование материала, поскольку каждый ученик должен получить свой модуль.
Что же дает модульное обучение?Это возможность для каждого ученика включаться в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность самореализоваться. Данная система обучения способствует продвижению каждого ученика на более высокий уровень обучения.
Почему же ТМО вяло внедряются в практику? 1. Одна из причин в том, что переход на новую технологию ведет первоначально к увеличению на 20-25 % нагрузки преподавателя (за счет работы над учебно-методической документацией, дидактическим обеспечением модулей, индивидуальных консультаций и пр.).
Почему же ТМО вяло внедряются в практику? 2. Качественное состояние преподавательского корпуса: уровень профессионализма, педагогическая компетентность, свободное владение компьютером, знание английского языка, личностная готовность осваивать передовой опыт. ТМО, как и любая другая инновация, требует от преподавателя систематического повышения своего профессионального уровня, ибо "...педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука" (А.С. Макаренко). И от работников она требует больших интеллектуальных иэмоциональных затрат.
Почему же ТМО вяло внедряются в практику? 3. Есть и еще одна, третья, сложность по внедрению ТМО. Эту технологию трудно перенести из одного учебного заведения в другое, почти невозможно организовать учебный процесс на основе ТМО, позаимствовав где-то на стороне учебно-методическую документацию. Преподаватель сам должен освоить принципы ТМО; сам должен уметь составить модульную программу; сам разработать комплект задач, упражнений, тестов и т.д.