Учебный проект на уроках и во внеклассной работе по физике в условиях экологической школы как средство воспитания экологической культуры. Балобанова Ольга Анатольевнаучитель физики МОУ«Средняя общеобразовательная школа №3»г.Тихвин Ленинградской области
«Мир, который мы оставим нашим детям,в значительной мере зависит от детей,которых мы оставим нашему миру» Фредерико Майор
Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического воспитания и образования. Расширенное экологическое образование – задача обучения в экологической школе.
В курсе физики имеется материал, который позволяет это сделать естественно без перегрузки учащихся.Земля, вода, воздух и т.д., входящие в биосферу, являются объектами изучения физики.Многие процессы, протекающие в биосфере, их устойчивость зависят от физических свойств отдельных элементов биосферы.В биосфере вместе с биологическими и другими процессами протекают и физические: тепловые, электромагнитные, радиоактивные и т.д.
Знания, получаемые учащимися в процессе изучения естественных дисциплин, носят отвлеченный характер и не увязываются с повседневной практической деятельностью людей.получают формальные знания о природе, отсутствие опыта не позволяет им ощутить себя частью природы, общества, а значит, сформировать ответственное отношение к окружающему миру; у них слабо развита потребность практического участия в решении экологических проблем;они получают готовые знания, а это способствует развитию у них зависимого способа мышления.
Сегодняшняя система образования призвана положить в основу формирования личности новый тип мышления и поведения в окружающей среде – экологический. Задача состоит не в том, чтобы сообщить учащимся определенный набор экологических знаний, а в том, чтобы выработать «экологическое мировоззрение», т.е. сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработке современных технологий, создании машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании.
Основанием для появления концепции послужили выделенные противоречия между традиционными методами обучения и необходимостью развивать личность ученика, его познавательные и созидательные способности; потребностью общества в личности, обладающей высокой экологической культурой, строящей свою деятельность и поведение согласно требованиям экологического императива и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;традиционным содержанием экологического образования учащихся и необходимостью актуализации его деятельностной составляющей;востребованностью инновационных педагогических технологий, стимулирующих развитие экологической компетенции учащихся, и неадекватным уровнем их разработки и внедрения в образовательный процесс.
Разрешить эти противоречия путем традиционных методов обучения невозможно. Решению их может способствовать только переход на новый тип обучения«инновационный». В основе метода проектов, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации. В проектной работе целью обучения становится прежде всего развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую информацию и представлять новые идеи. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.
Метод проектов достаточно широко описан педагогической литературе. Методика организации и проведения учебного проекта разработана и изложена в программе Intel «Обучение для будущего». Проблемой включения вопросов экологии в курс физики занимались многие педагоги . Новизна моей концепции состоит в использовании экологического проектирования на уроках и вовнеклассной работе по физике для формирования ключевых компетентностей и коммуникативных умений в экологическом воспитании.
Цель реализации педагогической концепции: создать условия для формирования личности с целостным восприятием мира, с высоким уровнем экологической культуры и стремлением к практической деятельности по изучению и сохранению природного окружения. Задачи:Показывать роль физики в решении экологических проблем.Способствовать формированию познавательного интереса к физике и экологии. Формировать экологическую компетенцию на основе интеграции урочной и внеурочной экологоориентированной деятельности.Развивать способность к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.Развивать самообразовательную активность, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.Формировать исследовательские умения и навыки.Развивать коммуникативные умения и навыки: навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми.Формировать навыки информационной культуры – прием и сбор информации, обработка, преобразование, передача, обратная связь.
Для реализации задач необходимо использовать проектный метод в сочетании с исследовательским методом и применением информационных технологий. Ожидаемый результат: выпускник школы с высоким уровнем экологической культуры, занимающий активную гражданскую позицию, способный нести ответственность за состояние окружающей среды, обладающий компетентностями в сфере самостоятельной деятельности, усвоения способов приобретения новых знаний из различных источников информации, в бытовой сфере.
На уроках и во внеклассной работе по физике я применяю проекты практико-ориентированные, информационные и исследовательские по доминирующей деятельности; межпредметные (физика, экология, краеведение) по предметно-содержательному признаку; парные или групповые по количеству участников; внутришкольные по характеру контактов;средней продолжительности или продолжительные по продолжительности выполнения.
Работа над учебными проектами традиционно осуществляется в несколько этапов: Проблематизация: оценка имеющихся обстоятельств и формулировка проблемы.Целеполагание и ожидаемый результат: достижение цели должно способствовать решению проблемы.Планирование: постановка задач, определение последовательности действий, выбор способов работы.Реализация планаРефлексия : оценивание, удалось ли решить проблему, анализ хода работы, самооценка.Презентация: демонстрация проектного продукта и доказательство того, что цель достигнута.
Содержание и этапы проведения учебного проекта тщательно планирую: продумываю тему проекта,выбираю возрастную категорию учащихся,формулирую дидактические цели и методические задачи проекта,определяю с учащимися творческое название проекта,формирую группы для проведения исследований,обсуждаю с учащимися возможные источники информации и вопросы защиты авторских прав,помогаю в организации обсуждения заданий каждого в группе,консультирую учащихся во время выполнения самостоятельной работы,консультирую учащихся во время подготовки презентации по отчету о проделанной работе,разработать для учащихся оценочные листы с критериями оценивания работы,оцениваю работу учащихся.
Тема проекта«Влияние энергетики на окружающую среду» Творческое название проекта «Энергетика вчера, сегодня и всегда»
Автор: Балобанова Ольга Анатольевна, учитель физики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г.ТихвинПредмет: физика.Межпредметные связи: экология, география, химия, информатика, литература.Участники проекта: межвозрастная группа учащихся 7а и 11б классов
Цель: 1.Формирование экологической грамотности учащихся.2.Формирование компетентностей :в сфере самостоятельной деятельности, в сфере гражданско-общественной деятельности,усвоения способов приобретения новых знаний из различных источников информации,в бытовой сфере.
Методические задачи: Обучающие: учить пользоваться ресурсами Интернета, библиотеки, справочной энциклопедической литературой,обобщать и обрабатывать полученную в результате исследований информацию,пользоваться компьютерными Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Microsoft Exсel для оформления результатов работы. Развивающие: развивать коммуникативные умения и навыки,навыки самостоятельной работы,творческие способности. Воспитательные:формировать активную позицию в вопросе защиты окружающей среды,воспитывать информационную культуру личности.
Самостоятельные исследования учащихся: Возможности использования альтернативных источников энергии в Ленинградской области.Оценка уровня загрязнения атмосферы автотранспортом.Оценка уровня загрязнения окружающей среды котельными г.Тихвина и Тихвинского района. Расчет тепловых потерь из квартир и здания школы.Составление энергетических паспортов квартир и школы.Составление карт-схем основных источников загрязнений в г.Тихвине и Тихвинском районе.
При использовании метода проектов соблюдаю следующие технологические требования: проблема, составляющая основу проекта, должна быть значимой в исследовательском, творческом плане, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для решения; проект должен начинаться с вопроса, который интересует ученика, и способствует активизации его познавательной деятельности; проект должен быть отражением реальных проблем, возникающих перед школьником в процессе освоения им основ некоторой науки, имеющей отражение в учебном предмете;предполагаемый результат должен иметь практическую или познавательную значимость; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа;четкое структурирование содержательной части проекта по этапам;использование исследовательских методов; предусматривающих поэтапную последовательность действий.
Проект соответствует следующим пунктам тематического учебного плана: Введение Что изучает физика. Физические явления. Физика и техника.Первоначальные сведения о строении вещества Строение вещества. Молекулы. Движение молекул. Диффузия в газах и жидкостях. Три состояния вещества.Взаимодействие тел Механическое движение. Неравномерное и равномерное движение. Скорость. Явление всемирного тяготения. Передача давления жидкостями и газами. Давление в жидкости и газе. Вес воздуха. Атмосферное давление. Плавание тел. Плавание судов.Работа и мощность. Энергия Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия.
8 класс Тепловые явления Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Способы теплопередачи. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Сгорание топлива. Закон сохранения и превращения энергии. Агрегатные состояния вещества. Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Электрические явления Электрический ток. Действия электрического тока. Источники электрического тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Электромагнитные явления Электрический двигатель. Световые явления Законы отражения и преломления света.
9 класс Законы взаимодействия и движения тел Скорость. Закон всемирного тяготения.Электромагнитное поле Строение атома и атомного ядра. Радиоактивность. Биологическое действие радиации. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Термоядерная реакция.
10 класс Механика Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Молекулярная физика. Тепловые явления. Температура и тепловое равновесие. Влажность воздуха. Принцип действия теплового двигателя. КПД теплового двигателя.Основы электродинамики Электрический ток. Сопротивление. Работа и мощность тока. Электрический ток в полупроводниках.
11 класс Электромагнитные колебания и волны Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и применение электрической энергии.Оптика Законы преломления и отражения света. Атомная физика Радиоактивность. Цепная ядерная реакция. Атомный реактор. Термоядерная реакция. Применение атомной энергии. Действие радиоактивных излучений на организм человека.
Этапы проведения проекта Подготовительный этап Формирование творческой группы учителей. Составление плана работы над проектом.Создание межвозрастной творческой группы учащихся 11б и 7а классов.Проведение собрания родителей учащихся участников проекта.Разработка критериев оценки работы по проекту.
Этапы проведения проекта Этапы исследованийСбор теоретического материала с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.Сбор фактического материала. Связь со специалистами МУП «Теплосеть».Организация и проведение экскурсий на Волховскую ГЭС, котельные г.Тихвина и Тихвинского района, электросети, водоканал, грузовое автопредприятие, музей воды и музей железнодорожного транспорта в С-Петербурге.Обучение работе с компьютерными программами, необходимыми для оформления результатов работы.Обработка материалов исследования.Выпуск бюллетеней, буклетов, листовок по теме проекта.Создание компьютерной презентации проекта.
Этапы проведения проекта Заключительный этапПрезентация и защита творческих отчетов учащихся.Подведение итогов работы и награждение участников.Участие в олимпиадах «Созвездие» и «Энергетика 2006».
При организации проектной деятельности учитываю: возрастные особенности учащихся,личностные потребности учащихся, индивидуальные особенности учащегося.
В ходе работы над проектами достигаются цели физического образования: у учащихся формируется представления о физической картине мира, они овладевают умениями проводить наблюдения, обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений и измерений , выявлять закономерности, применять полученные знания для объяснения явлений и процессов,формируется и поддерживается познавательный интерес к физике, раскрывается роль физики в современной цивилизации,развиваются творческие способности.
Экологическая направленность проектов позволяет добиться, чтобы учащиеся глубже, полнее и правильнее понимали всё более усложняющееся взаимодействия общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радио и телепередач, могли оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды.
Концепция реализуется посредством уроков физики,внеклассной работы по физике,участия в работе школьного научного общества «Малая экологическая академия», исследовательской работы в летних экспедициях.
ПРОЕКТЫ«Сердцу милая Тихвинка» (Применение сообщающихся сосудов), «Как защититься от радиации»(Разработка информационных материалов для населения),«Свет и цвет в жизни человека», «Мы живем на одной земле», «Физические экологически опасные факторы и их влияние на здоровье человека», «Энергетика вчера, сегодня и всегда» (Влияние энергетики и автотранспорта на окружающую среду),«Энергосбережение»,«Да будет свет!» (Проблема освещенности школьных помещений и пути ее решения), «Невидимки вокруг нас»(Электромагнитный смог в городах и наших квартирах), «Влияние автотранспорта на окружающую среду и организм человека». «Единица? Отлично!» (Проблема ухудшения зрения учащихся и пути ее решения),«Мой ласковый и нежный зверь» (Проблема бездомных кошек в городе), Семейной газете быть! (Выпуск семейной газеты).
Для того, чтобы овладеть методом проектов и успешно применять его на уроках и во внеклассной работе, нужно: самим научиться проектировать;овладеть информационно-коммуникативными технологиями, методами исследовательской деятельности, умением работать с большим объемом литературы и всему этому учить детей;быть творческим человеком, увлеченным своим предметом, иметь хорошие организаторские способности, добрые и открытые отношения с учениками;работать в содружестве с классными руководителями, другими учителями школы; использовать межпредметные связи в подготовке учебных проектов.