В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
В рамках реализации идей Стратегии разработан комплекс мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых важное место занимает В рамках реализации идей Стратегии разработан комплекс мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых важное место занимает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Ст.34 п.2 Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Ст.34 п.2 Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
П.3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. П.3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. П.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статья 2, п.27 Статья 2, п.27 «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Главным отличием инклюзивного подхода от интегративного является Главным отличием инклюзивного подхода от интегративного является качество изменений социально-педагогической среды, основанное на полной перестройке учебно-воспитательного процесса, создании полномасштабной социально-образовательной среды и высокой готовности всех членов микро- и макросоциумов к личностным и профессиональным изменениям в интересах детей.
это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками. это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях; Накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях; Найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный или физический дефект; Не чувствовать себя изгоем, неполноценным человеком.
принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе; принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе; включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи; вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач; использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Принцип индивидуального подхода. Принцип индивидуального подхода. Принцип индивидуализации (поддержки самостоятельной активности ребенка). Принцип социального взаимодействия (активного включения всех участников образовательного процесса). Принцип междисциплинарного подхода. Принцип вариативности. Принцип модульной организации образовательных программ. Принцип семейно-ориентированного сопровождения. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
признание инклюзии как единой психолого-педагогической идеологии и стратегии; признание инклюзии как единой психолого-педагогической идеологии и стратегии; интерес специалиста к смежным дисциплинам, готовность к универсализации и новаторству, овладению новыми знаниями; уважение ко всем членам команды, взаимопонимание, искренность, готовность к взаимопомощи; равноправное участие всех членов команды в образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы четкое распределение ролей членов команды, соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.
учет особенностей и уровня развития ребенка, его ресурсных возможностей; учет особенностей и уровня развития ребенка, его ресурсных возможностей; приоритетность задач адаптации и социализации; учет межличностных отношений между субъектами инклюзивной среды; адекватная последовательность «подключения» к работе с ребенком «нужного специалиста в нужный момент»; участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами.
В идеале такая команда состоит из: В идеале такая команда состоит из: Педагога Психолога Логопеда Дефектолога Тьютора Социального работника Врача-педиатра Специалистов по охране и гигиене труда Ассистента педагога (сопровождающего)
ценность человека не зависит от его способностей и достижений; ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, сада. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, сада. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе.
1. Специальные: 1. Специальные: Коррекция недостатков психофизического развития; Лечебно-профилактическая и оздоровительная работа; Профессионально-трудовая подготовка. 2. Общие: Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития детей; Формирование мировоззрения; Освоение знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также приемов самостоятельной деятельности.
Изучаются следующие традиционные общеобразовательные предметы: русский язык, математика, природоведение, естествознание, география, история, обществоведение, изобразительное искусство, физкультура, пение и музыка; Изучаются следующие традиционные общеобразовательные предметы: русский язык, математика, природоведение, естествознание, география, история, обществоведение, изобразительное искусство, физкультура, пение и музыка; Предметы трудовой подготовки: трудовое, профессионально-трудовое и профессиональное обучение с черчением; Предметы коррекционной подготовки: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, ритмика в младших классах и социально-бытовая ориентировка в старших классах; Индивидуальные и групповые занятия по исправлению недостатков речевого развития (логопедические), по ЛФК, по коррекции психомоторики и сенсорных процессов. Предусмотрены и обязательные занятия по выбору; Вне сетки учебных занятий могут вводиться факультативные занятия для получения дополнительных жизненно важных знаний и умений.
разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока; разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока; разработка индивидуальных образовательных траекторий и планов; организация работы междисциплинарной команды специалистов; создание системы воспитания толерантного самосознания у учащихся; создание условий общей доступности образовательного учреждения.
Основными критериями оценки результативности могут быть показатели сформированности у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида, таких качеств, которые в совокупности выражаются во внутренней потребности Основными критериями оценки результативности могут быть показатели сформированности у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида, таких качеств, которые в совокупности выражаются во внутренней потребности - в овладении знаниями для успешной социализации - в развитии ответственности за своё будущее - в овладении средствами и методами использования возможностей своего организма для поддержания, сохранения и укрепления личного здоровья; - сохранять и соблюдать нравственно - экологические ценности.
“Мы исключили эту часть людей из общества,и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить.” “Мы исключили эту часть людей из общества,и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить.”